«Ремонтировали машину. В ходе работ снимали-ставили амортизационные стойки, отсоединяли рычаг. Надо ли делать развал-схождение с учетом того, что детали подвески остались старые?» – такой вопрос задал наш читатель.
Есть определенный перечень работ, после которых следует проверять углы установки колес. Разумеется, это необходимо делать после замены рулевых тяг и наконечников, а также после ремонта рулевой рейки. При этом рекомендуется проверять схождение колес и после обратной установки старых же деталей рулевого управления, даже тогда, когда они ставились по меткам, сделанным перед их демонтажем.
Впрочем, у нашего читатели были работы, связанные с подвеской (правда, не уточняется какие). Если речь идет о передней, то проверка требуется после операций, связанных со снятием/установкой рычагов, сайлент-блоков, пружин и шаровых опор.
Как говорят специалисты, если шаровая опора крепится несколькими болтами к рычагу, то ее положение может изменяться даже при повторном монтаже: она может смещаться в силу того, что в местах посадки имеются небольшие люфты. Для развала это не так критично (он изменился на считаные минуты), а вот схождение может уйти уже на 30 минут. То есть если с двух сторон крепление шаровых опор просто отпустить, а затем зажать, то вместо 0 можно получить уже 1 градус при гораздо меньшем допуске (скажем, 10 минут).
Если говорим о задней подвеске, то здесь рекомендации зависят от ее конструкции. С одной стороны, замена деталей на углы установки колес может в принципе не влиять, а возможность регулировки может отсутствовать (например, что отрегулируешь в «балке»). С другой стороны, изменяя положение кузова (дорожный просвет) при помощи пружин или проставок, углы установки колес можно нарушить. При отсутствии возможности регулировок по заводу в таких случаях обычно прибегают к установке шайб.
И уж коль речь зашла про проверку углов установки колес, скажем и о том, как часто и после чего (помимо работ с подвеской или рулевым управлением) эта процедура вообще требуется. На самом деле периодичность зависит не только от пробега и условий эксплуатации (по каким дорогам, ровным или сильно разбитым, приходится ездить), но также и от конструктивных особенностей автомобиля.
Дело в том, что у одних моделей допуски могут быть достаточно большими (скажем, допускается суммарное схождение колес на оси от -10 до +40 минут) – в таком случае делать развал-схождение можно раз в год-полтора, или через 20-30 тыс. км. Если же допуск составляет всего плюс-минус три минуты, в этом случае на стенд лучше заезжать раза в два чаще.
И конечно, развал-схождение может потребоваться после сильных ударов по подвеске и рулевому при жестком наезде на яму, канализационный люк или бордюр. Явным симптомом станет изменившееся положение руля при прямолинейном движении, вдруг появившийся боковой увод (при отсутствии других причин вроде подклинивающих тормозов или приспущенных колес) и т.д.