И такое бывало. Причём лагерь был на территории США, где в общем отношение к пленным было достаточно гуманное. Хотя были случаи, когда пленным доставалось так, что они предпочитали покончить жизнь самоубийством. Однако и свои бывали не лучше.
А пока перейдём к лодке, о которой пойдёт речь. Это минный заградитель U-118 проекта ХВ. Так она выглядела в жизни:
А так на схеме. Видно большое количество шахт для мин, которых лодка могла выставить аж 66 штук:
Они располагались по бортам и в носовой части, поэтому носовых торпедных аппаратов не было вовсе, а в корме только два. Эти лодки и не были предназначены для подкрадывания к тщательно охраняемым конвоям, да даже и одиночным судам, может, поэтому и подготовка личного состава не позволяла сражаться скажем, с вражеской авиацией, что успешно могли делать обычные "семёрки" или "девятки".
Она вошла в строй 6 декабря 1941 года, потом последовал период обучения и "сколачивания" экипажа, в первый боевой поход она отправилась 19 сентября 1942 года, это был переход из Киля в Лориан. И то попала под атаку самолёта противника, нанёсшего ей незначительные повреждения. Командовал ею корветтенкапитэн Werner Czygan. Его фамилию переводят то Чиган, то Цыган. Если она польская, то всё же Чиган, где и звучит ближе к ы
Это снимок команды во время торжеств по случаю вступления в строй. Второй слева на палубе командир, третий, самый мелкий по росту - главный механик обер-лейтенант Гётце.
Остальные офицеры в роковом для лодки походе будут заменены другими. Единственным результативным походом лодки будет третий, когда она выложит свои мины в районе Гибралтара 1 февраля 1943 года. На них наскочили 6 судов, два были повреждены, а четыре пошли ко дну, в том числе канадский корвет HMCS Вейберн (К 173)
Причём глубинные бомбы на нём взорвались, когда корабль достиг заданной глубины, да так, что повредили находившийся неподалёку эсминец и убили гидродинамическим ударом несколько человек с корвета, всё ещё находившихся в воде.
Лодка погибла в своём четвёртом патруле, 12 июня 1943 года, причём довольно бездарно, если так можно выразиться. Она была застигнута в надводном положении самолётами с американского эскортного авианосца USS Bogue (CVE 9), на счету которого 8 немецких и одна японская подводная лодка.
Так выглядела гибель U-118 в изложении американцев:
Два самолета в паре, TBF Avenger и F4F Wildcat , несли обычный противолодочный патруль на высоте 900 метров, погода ясная, безоблачная, видимость около 15 миль, море спокойное. Радар не использовался. На левом траверзе была замечена полностью всплывшая и не двигающаяся подводная лодка противника. Расстояние около одной мили. Истребитель тут же спикировал и произвел штурмовку, пройдя над подводной лодкой с кормы на нос. TBF последовал сразу за его атакой, как только истребитель закончил свой обстрел. TBF так же обстрелял её пулемётом, приближаясь с опущенными колесами, чтобы снизить его скорость. Четыре глубинные бомбы Мк 17-2 были сброшены залпом в пологом пикировании со взрывателями, настроенными на срабатывание на глубине 25 футов, В момент сброса подводная лодка производила срочное погружение, боевая рубка все еще находилась над водой. Было видно, как бомбы падали парами, взрывы охватили подводную лодку примерно посередине корабля. После взрывов подводная лодка всплыла и пыталась идти зигзагами, оставляя широкий масляный след
Сообщаемые места взрывов хорошо подтверждаются фотографиями, присланными вместе с отчетом. 11 бомб взорвались очень близко к борту подводной лодки, и многие из них, как полагают, находились в пределах радиуса поражения. Стрельбы, проведенные в основном истребителями, были настолько эффективны, что, хотя бой продолжался 25 минут, подводная лодка не могла произвести ни одного выстрела до самой последней атаки.
Да на фото и видно, как немцы пытаются спрятаться за рубкой, не ведя ответный огонь
Самолёты налетали парами.
Когда разгрузилась четвёртая пара, подводная лодка взорвалась, подняв высоко в воздух большие куски металла и обломки. Примерно в это же время на месте происшествия появилась пятая группа из одного ТБФ и одного истребителя. Однако атаковать было уже нечего. После взрыва подводной лодки в воде было замечено много выживших, которым был брошен резиновый спасательный плот. 17 из них были подобраны USS OSMOND INGRAM, а четверо погибших остались в воде.
Всё это продлилось всего 25 минут неподалеку от Азорских островов.
Я наверно изложу в следующей статье, что рассказали пленные о службе на этой лодке, а пока к заявленной теме.
Среди попавших в плен членов команды U-118 был Mechanikesobergefreiter Werner Dreschsler. Тоже как только не переводят его фамилию, остановимся на Дрешслер, хотя пишут и Дрекслер. Он был ранен в колено, но не сильно. Вот он слева, поддерживаемый своим товарищем:
На переезде, второй слева:
Ему было 22 года, отец уже три года сидел в концлагере по политическим мотивам, так что вполне понятны его настроения. Если немецкие подводники в основном не стремились помогать американцам, Вернер пошёл на сотрудничество со следователями в Объединенном центре допросов, расположенном в Форт-Ханте, Вирджиния (недалеко от Вашингтона, округ Колумбия). Я писал раньше о порядках в этом центре, где немцев селили обычно парами. В течение семи месяцев он принимал два вымышленных имени (Лимер и Брабант) и был расквартирован с военнопленными с других подводных лодок. Он привлекал их к разговору на конкретные военные темы по просьбе допрашивавших офицеров. Короче, был "наседкой" поочередно у 19 человек, причём именно механиков.
Когда Дрекслер больше не был нужен в Объединенном центре допросов, его вернули под охрану армии. Следователи ВМС заявили, что его никак нельзя отправлять в лагерь для военнопленных, где содержались другие немецкие военнопленные - моряки. Несмотря на эти предупреждения 12 марта 1944 года армия отправила его в Папаго-Парк, большой лагерь для военнопленных недалеко от Феникса, штат Аризона.
Далее тест из немецкого сайта Kbismarck:
По иронии судьбы, туда, где были заключены 4000 бывших членов экипажей затонувших немецких кораблей. В сплоченном сообществе, особенно среди подводников, давно прошел слух, что Вернер Дрекслер работал на американцев — в глазах его товарищей это было государственной изменой. 22-летнего парня встретили в Papago Park совсем не дружелюбно. Всего через шесть с половиной часов после его прибытия охранники нашли его мертвым — жестоко избитым, повешенным в душевой и оставленным висеть на память другим предателям.
По горячим следам было произведено следствие. С помощью детектора лжи американцы сначала определили возможного преступника в молодом женатом Отто Штенгеле. Без лишних слов немца доставили в Байрон-Хот-Спрингс, сонный городок недалеко от Стоктона, штат Калифорния. Чего тогда не знали, так это того, что к военнопленным здесь относились без оглядки на Женевскую конвенцию. Но Отто Штенгель не позволил вырвать из себя признания пытками. Только когда он больше не мог выносить боль невылеченного аппендицита, назвал шестерых товарищей, причастных к «казни» Вернера Дрекслера. Двое из них сиживали в одной камере с Дрекслером.
15 августа 1944 года семь бывших членов экипажей немецких подлодок в Кап-Флоренсе (Аризона) были обвинены и поспешно приговорены к смертной казни. У них не было шансов на справедливый суд. Их просто поручили защищать артиллерийскому офицеру без юридического образования. Рассказы заключенных о пытках и вынужденных признаниях никого не интересовали. "Весь процесс был подстроен, - вспоминает сегодня переводчик Эрвин Грюнбаум. - Вердикт и приговор были ясны с самого начала".
Казнённые:
******
Здесь более подробно о жизни пленных немецких подводников:
Пленные немецкие подводники со свастикой на спине
....................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: