ООО принимает в городе Санкт-Петербурге на работу гражданина Беларуси на должность «Менеджер по продажам». Судебная практика выработала подход, согласно которому при заключении трудового договора с гражданином Беларуси не требуется подавать уведомление о заключении трудового договора. Однако в российском нормативном регулировании не содержится прямой нормы об отсутствии обязанности по подаче указанного уведомления.
Может ли быть ООО привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15. Кодекса РФ об административных правонарушениях при подаче такого уведомления, если его подавать не нужно?
Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток (ч. 3 ст. 18.15. Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Нарушения, предусмотренные в ч. ч. 1-3 ст. 18.15. Кодекса РФ об административных правонарушениях, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток (ч. 4 ст. 18.15. Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Одним из оснований, исключающих привлечение к административной ответственности, является отсутствие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 24.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Уведомление о заключении трудового договора оформляется и подается при заключении трудового договора с иностранным гражданином (п. 8 ст. 13 Федерального закона РФ от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», нормы Порядка подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) гражданином (лицом без гражданства), утвержденного Приказом МВД РФ от 30.07.2020 №536 (Приложение №9 к нему)).
В указанных нормативных правовых актах не приведено никаких исключений в отношении подачи уведомления при заключении трудового договора с гражданином Беларуси.
Однако судебная практика выработала подход, согласно которому при заключении трудового договора с гражданином Беларуси не подается указанное уведомление, поскольку на основании двухсторонних государственных соглашений между Россией и Беларусью граждане двух государств уравнены в трудовых правах, а двухсторонние международные акты обладают большей юридической силой по сравнению с внутренним законодательством России или Беларуси (см., например, Постановления Верховного Суда РФ от 07.06.2018 №83-АД18-6, от 30.05.2017 №78-АД17-19).
Таким образом, отсутствует прямая норма о том, что при заключении трудового договора с гражданином Беларуси не подается уведомление. Отсутствие обязанности подачи уведомления регулируется судебной практикой, что не является нормативным регулированием, и до настоящего момента не внесены изменения именно в российские нормативные правовые акты.
Следовательно, работодатель, подавший указанное уведомление в связи с заключением трудового договора с гражданином Беларуси, не подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15. Кодекса РФ об административных правонарушениях ввиду отсутствия события административного правонарушения, поскольку отсутствие обязанности по подаче уведомления прямо не предусмотрено нормативно, а является только подходом судебной практики.