На интенсиве «Архипелаг-2023» регионы подписывали документы о создании научно-производственных центров БАС, Фонд НТИ заключил соглашение о партнерстве с разработчиками дронов. Отрасль будет активно расти и проникать во все сферы. И те, кто вовремя позаботится о своей карьерной траектории, смогут найти себе применение и неплохо зарабатывать. Мы поговорили с экспертами из отрасли и узнали, каких специальностей не хватает и где им научиться.
Дроны приходят во все отрасли
Роберт Уразов, генеральный директор АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» рассказал нам о сферах, в которых применяют гражданские дроны.
Сейчас беспилотники снимают свадьбы с воздуха, проверяют урожай на полях и обследуют трубопроводы. В будущем сюда добавится и доставка грузов.
Больше всего вакансий по-прежнему в фото- и видеосъемке рекламы, кино, праздников и фестивалей. Но сфера развивается дальше — дроны уже вовсю мониторят и обрабатывают поля, считают домашний скот, строят 3D-модели рельефа и карты вегетационных индексов.
В строительстве дрон может не просто измерить количество привезенных материалов и выполненных работ, но даже посчитать рабочих — что именно они сделали и за какое время. Звучит, как фантастика, но по это существующие решения Gaskar Group.
В статье «Как разработать новые технологии для поиска потерявшихся людей» мы разбираем применение дронов в отряде «ЛизаАлерт». А российский аппарат БВС ВТ 440 компании «Радар ММС» можно применять при тушении пожаров. Такой комплекс использует поисково-спасательная служба в Санкт-Петербурге.
Сфера беспилотников обладает таким же потенциалом, как цифровизация. Будет появляться все больше областей, готовых применять технологии перевозок, аналитики и съемок с помощью дронов.
Что должен уметь оператор беспилотника
- Летать. Научиться управлять дроном можно на симуляторе даже дома, подключив контроллер. Но этого недостаточно. Настоящий специалист учитывает при запуске дрона орнитологическую и метеорологическую ситуации. Когда вокруг летает много птиц, беспилотник может их задеть. Это опасно как для птиц, так и для людей внизу. А еще беспилотники вертолетного типа боятся обледенения — их нельзя запускать в заморозки.
- Работать с полезной нагрузкой. Просто управлять дроном недостаточно, важно решать задачи бизнеса. Для этого нужно уметь красиво строить кадр для съемки или управлять тепловизором, чтобы найти пропавшего ребенка, справляться с датчиками, которые видят подземные залежи металлов, уметь быстро разобраться в новых устройствах. Так внешний пилот превращается в программиста полета.
- Обслуживать дрон. Дроны разряжаются и ломаются. Оператор должен уметь поменять батарею и заменить пропеллер. Ценно, когда в одном человеке сочетаются роли техника и оператора.
- Обрабатывать данные. При мониторинге и местности пилоту нужно проверить качество снимков, запускать нейросеть, скорректировать задачу на основе полученных данных.
Получить базу можно дома
Научиться управлять беспилотниками можно даже дома, тренируясь на симуляторах. Игры и ПО точно и естественно передают картинку и полет, позволяя развить скорость реакции, навыки навигации и управления воздушным судном.
Примеры таких игр: War Thunder, X-plane 10, Ил-2 Штурмовик; примеры симуляторов: Microsoft Flight Simulator и DJI Flight Simulator.
Но устроиться на работу, только играя в игры, не выйдет. Нужно пройти курс безопасного владения дроном и подтвердить свои навыки у профессионалов. В этом помогут курсы в МАИ, МГТУ им. Баумана, МАДИ или частных школах GeoDrone, DronFlyers, Skymec.ru, Уральской академии БПЛА «TELPOZ Academy», Skilldrone.
Школьникам лучше всего начать с соревнований и конкурсов «Авиа Роботех», «КиберДром», «Пионерслёт».
В «TELPOZ Academy» учат с нуля
По паспорту федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем» в 2024 году в России должно быть 100 тысяч специалистов беспилотных авиационных систем. А к 2030 году — миллион. Руководитель Уральской академии БПЛА TELPOZ Матвей Наугольных считает, что это нереально. Поэтому они занимаются с учениками очень интенсивно.
В стране должно быть 347 организаций, которые выпускают 24 человека в месяц.
Проводят 2–3 занятия в неделю по 2,5–3 часа, много времени уделяют устройству дрона и практике. Так они готовят специалистов всего за месяц, а по узким темам даже за 3 дня. Обучение проходит в гибридном формате, с большим количеством визуализации, самостоятельными домашними заданиями и практикой. Большое внимание уделяют поведению дрона и действиям пилота в критических ситуациях.
Одного онлайна, по мнению Матвея, недостаточно. Навыки нужно отрабатывать в реальных условиях до автоматизма, чтобы пилоты могли отреагировать на любую ситуацию и всегда знали, что делать.
Половина учебы — это практика. Студенты учатся отрабатывать мониторинг статуса устройства и управлять полезной нагрузкой на симуляторах, строят задания через приложение LITCHI и, конечно, летают.
В «TELPOZ Academy» учат с нуля и до профи — выпускники умеют летать на различных коптерах, понимают, как их регистрировать, как не допустить ошибки.
А еще у академии есть свой свой FPV-клуб — с пилотами, которые летают на гоночных дронах более пяти лет. Они проводят соревнования, которые сами же и судят:
Дрон-рейсинг — это тоже работа
Дрон-рейсингом увлекаются по всему миру. Спортсмены летают на специальных FPV-моделях: наблюдают за полетам в специальных очках, а управляют дронами с пультов. Участники соревнований проходят специальные трассы с препятствиями.
Еще до соревнований «TELPOZ Academy» начали проводить Открытый кубок МАИ. Компании понимают, что просто приглашать спортсменов нет смысла — нужно их готовить. Так появилась лаборатория «Школа дронов» МАИ — первая официальная школа в России.
В соревнованиях Международной лиги дрон-рейсинга можно не только получить призовые деньги, но и заключить международные партнерские контракты с брендами. Цена победы: тренировки каждый день утром и вечером с секундомером и регулярной оценкой навыков. Спортсменам важно обладать хорошей реакцией и периферическим зрением, чувствовать габариты и инерцию устройства.
Мировой рекорд дрон-рейсеров — скорость 345 км/ч.
Соревнования — это не финал карьеры. Успешные спортсмены идут в продакшен. Например, Платон Максимов снял рекламу Юле, МегаФону, Ауди, а также ролики для блогеров. Его съемочный день стоит от 40 до 100 тысяч.
Школа Skilldrone учит операторов БЛА
У истоков Открытого кубка МАИ стоял Кирилла Щукин. Сейчас у него своя школа Skilldrone, которая учит операторов БЛА. Снимать учат онлайн всего за 5 дней, а для более серьезного уровня есть очные занятия. Стать оператором беспилотников самолетного и мультироторного типа можно за 40 часов. А на трех видах аппаратов — 76 часов. Выпускники очных курсов вместе с сертификатом Skilldrone получают удостоверение МАИ «Оператор БПЛА самолетного и мультироторного типа».
Соревнования — тоже путь в карьеру
«Ресурсный центр профнавигации и развития компетенций» организует чемпионаты, конкурсы и соревнования. Обычно возраст участников соревнований 14–23 года. Но для направления авиароботех планка снижена до 10 лет, потому что уже с этого возраста дети начинают интересоваться полетами.
Соревнования — это часть воронки для вовлечения талантливой молодежи в технологические професси. Участникам дают бонусы для поступления в вузы и возможности трудоустройства в компании из ассоциации «Аэронекст».
Юных пилотов обучают с нуля. Сначала проводят занятия в центре «Техноград». Можно выбрать не только подготовку к «Авиароботех.Старт», но и другие направления: робототехнику, беспилотную авиацию, беспилотные автомобили на водороде или радиоуправляемые машины.
В сфере БПЛА множество профессий
В индустрию приходят бывшие авиамоделисты и авиаинженеры. Но на этом спектр профессий не ограничивается. Дроны нужно рисовать, продавать, подключать к общей сети, нужны управленцы, стратеги, дизайнеры, люди с айтишным образованием. И безусловно самые ценные кадры — конструкторы.
Порог входа в отрасль низкий. Можно купить конструктор на любом маркетплейсе, собрать дрон, повесить на него полезную нагрузку и летать на своем дачном участке. Современные возможности позволяют быстро развить инженерные навыки.
Дизайнеры могут создавать 3D-модели дронов
Университетская «Точка кипения МГУТУ им. К. Г. Разумовского» совместно с Университетом 2035 работают над приложением, которое будет отображать модели 54 беспилотников из колоды карт рынка AeroNet. Для этого создали кружок и пригласили художников и дизайнеров, которые хотят научиться 3D-моделированию.
Модели уже готовы, но до конца лета продолжаются онлайн-лекции и мастер-классы по теме. А в сентябре начнутся очные занятия нового проекта «История российских побед», где ученики создадут динамичных героев в VR и AR.