Борьба за независимость, государственный переворот, гражданская война, политический кризис, власть военных диктаторов, массовые беспорядки. Если я спрошу, о какой стране Латинской Америки идет речь, то можно смело сказать – о всех.
Рожденные там писатели творили в условиях хаоса и политического кризиса. Нет ни одного произведения, где бы не упоминалась борьба. Даже в самом романтичном для меня «Габриэла, корица и гвоздика» Жоржи Амаду на фоне жаркой, бытовой и пахнущей едой любви разворачивается предвыборная гонка между шаблонны для жанра диктатором и прогрессивным молодым кандидатом.
Есть большой пул писателей, как, например, Мигель Отеро Сильва (Венесуэла), для которых эта тема была личной. Он участвовал в революционном движении, подвергался арестам, находился несколько раз в изгнании. Одно из его произведений «Когда хочется плакать, не плачу» рассказывает о молодом поколении, которое готово пожертвовать собой ради идеи. Я эти темы называю мальчишечьими, мне сложно сопереживать ребятам, которые подвергают себя риску ради принципов. Обычно в таких произведениях нет активного сюжета, но есть много душевной боли и ожидание смертельного финала.
У него есть другой, исторический роман «Лопе Де Агирре, князь свободы». Лопе Де Агирре – это реальный человек, которого так жестко помотало, что сейчас невозможно определить правду от вымыслов. Если вкратце: поехал покорять Новый Свет во «второй волне», поубивал море людей, участвовал в нескольких гражданских войнах, смотался в экспедицию в поисках Эльдорадо, во время которой заварил кровавую бойню, убил свою дочь, объявил войну Испании, поотражал много атак, умер в 50. Я думаю с такой насыщенной жизнью у него не было кризиса среднего возраста.
И пусть околополитические книги читаются очень долго, но благодаря ним складывается общая картина истории стран Латинской Америки. Ведь отдельно разбираться с каждой из них абсолютно категорически невозможно.