«Это ежик. Это крокодил, – из пластикового контейнера Валерий Владимирович достает яркие маленькие фигурки. – Вот, три лягушки, а ведь они все разные – по сложению, по пропорциям. И у всех крупные головы. А почему? Потому что это не звери, а зверята, детеныши. Они все смотрят наверх. Это обусловлено тем, что я так сижу, смотрю сверху и на себя взгляд настраиваю. И возникает ощущение, что фигурка смотрит на человека, следит глазами за ним».
В контейнере – разноцветный зоопарк: милые зайцы и слоники, котята и мышата из полимерной керамики. У каждого свое выражение, свой характер, эмоции.
«У меня сначала образуются заготовки. В день леплю 25-30 штук. Они мягкие, пластичные, падают, видите? Потом обычный керамический путь: обжиг в духовке с конвекцией. При этом материал не спекается, а полимеризуется, – рассказывает мастер. – А по выходным я хотел ездить к ДК Малунцева и там их продавать. Я попытался даже заявить график, но у меня никак не получается его соблюдать. То заболею, то везти некому или еще что-то».
Самодельные сувениры в последние месяцы стали, пожалуй, единственным доступным способом заработка для Валерия Степанова. Он даже создал страницу в соцсети, посвященную ярким фигуркам – «Карманный друг». Средства от их продажи – маленькая прибавка к пенсии по инвалидности. Но так было не всегда.
Валерий Степанов родился в Виннице 63 года назад. Жил в Одессе и Чернигове, учился в мореходном училище, в театральной студии Табакова, в Грековском училище на керамическом факультете. Работал художником, драматургом – писал пьесы для театра, сотрудничал с известными режиссерами, среди которых Андрей Жолдак. Был владельцем небольшого кафе в Чернигове. Вырастил троих сыновей, потерял жену (она боролась с онкозаболеванием). И в 2015 буквально убежал из Украины – сначала в Крым, потом в Сочи, затем в Зырянку на Колыму.
В 2017 году Валерий Степанов приехал в Омский регион. Точнее, приехал Валерий Мамонтов – писатель, драматург, сценарист. Первое время жил в Кормиловке и работал в районном доме культуры: руководил народным театром «Встреча», параллельно учил местную ребятню лепить зверушек в доме детского творчества. Через два года переехал в Омск. Активно сотрудничал с Лицейским театром, где при поддержке главного режиссера Сергея Тимофеева стал автором инсценировок, сценографии для трех спектаклей – «Каштанка», «Антон-богатырь и Василиса Ужасная», «Братья и сестры».
И вот, за два дня до премьеры «Братьев и сестер», осенью 2020 года у Валерия Владимировича случился инфаркт. А уже в стационаре кардиодиспансера он заболел ковидом в тяжелой форме. С таким комбо его организм не справился. Опасный вирус вызвал некроз тазобедренных суставов. При этом операция по установке протезов невозможна – врачи считают, что сердце Валерия Владимировича вряд ли выдержит нагрузку.
«В 2021 году на меня вышел Владимир Федорович Витько, художественный руководитель театра «Галерка», с предложением о постановке спектакля по моей пьесе «Доспех», которую он нашел в Сети. Так вот, пока я валялся по больницам, спектакль был им поставлен. Я пришел на премьеру осенью 2021 года, и это был последний раз, когда я куда-то ходил ногами, – вспоминает Степанов-Мамонтов. – В общем, стал лежачим, точнее, сидячим. Какое-то время я ползал на ходунках, потом упал и сломал правое предплечье. Делать что-то серьезное правой рукой теперь не могу. Долго привыкал к мысли о перспективах. Этой весной вернулся к лепке зверушек».
Валерий Владимирович снимает небольшой дом в городке Нефтяников. У него есть платная сиделка, которая помогает четыре часа в день. Тем не менее, многое мужчина делает самостоятельно. Например, сам накладывает перевязки на ногу – лечит трофическую язву. Сам готовит еду, даже печет хлеб и делает заготовки на зиму – сказывается опыт работы в общепите.
«Я с трудом переношу такую щадящую жизнь, как сейчас. Но если я что-то могу делать сам, лучше я буду это делать сам. Помогают два сына – они далеко, но поддерживают и меня, и старшего, который остался на Украине, там сейчас совсем тяжело. Когда я болел, Сергей Родионович Тимофеев не оставлял меня заботами, но работать мне в театре пока никак. Драматург Мамонтов заболел и впал в глубочайшую кому. Керамист Степанов жив и здоров, хотя серьезной керамикой заниматься не может, но может заниматься вот этими ребятами», – показывает Валерий Владимирович на разноцветных зверят.
Он обратился в фонд с просьбой помочь в приобретении электрической коляски. Дело в том, что после болезни ему дали вторую группу инвалидности пожизненно. Электроколяски в индивидуальной программе реабилитации нет – не положено при таком заболевании. Механическая положена, и ее пожилому мужчине выдали, но как одинокий больной с травмированной рукой будет на ней передвигаться?
«У меня выбито правое плечо и криво срослось ломаное правое предплечье. Лепить могу – ну, это последнее, что я перестану мочь, а вот крутить колеса тяжело. А мне бы добираться до мест продажи зверушек, да и в Лицейский драматический театр. Есть проект, который уже делается, премьера планируется на конец 2023 года. Опять же, мастер-классы для детей надо проводить. Хочу вернуться к людям. Концы с концами свожу кое-как, но электроколяска для меня недоступна абсолютно», – признается керамист.
Речь идет об электроколяске с поворотным сиденьем и рулем, на который крепится корзина. В нее можно складывать личные вещи, продукты, зверушек или материалы для мастер-классов. Вместе с доставкой до Омска такая коляска-скутер будет стоить 124 800 рублей. Друзья, мы просим вас помочь в покупке электроколяски для керамиста и драматурга, чтобы благодаря ей он продолжал жить и творить.
Чтобы поддержать Валерия Степанова-Мамонтова, вы можете оформить пожертвование на сайте фонда здесь. Или можете купить яркую фигурку, которые мастерит наш подопечный. Для этого пожертвуйте комфортную сумму через форму ниже и напишите об этом нам здесь или по электронной почте info@nebofond.ru, чтобы мы договорились, как передать вам фигурку. Любая ваша помощь важна.
ОБНОВЛЕНО. Необходимая сумма для покупки коляски собрана 4 сентября 2023 года. Благодарим всех, кто помогал в этом. Коляска оплачена и передана Валерию Владимировичу.