Найти тему
А имеет ли смысл?

Что писали при Екатерине Великой о скифах?

Хотел бы привести некоторые выдержки из книги «О народах, издревле в России обитавших», изначально написанную на немецком языке и изданную на русском в 1773 году, авторство которой приписывается Герарду Фридриху Миллеру (он же Фёдор Иванович Миллер), профессору Петербургской Академии наук — личности неоднозначной, труды которого мало кто читал, но почти все, с подачи альтернативщиков, осуждают.

Хотя, сей труд о народах России, безусловно заслуживает внимания, по крайней мере, в качестве альтернативной точки зрения на историю страны.

Что вызывает вопросы относительно автора данной книги? Слова самого переводчика, непосредственного переводившего книгу с немецкого на русский язык, который пишет, что не знает имени автора:

Имени автора я не знаю: однако думаю, что он к общему удовольствию обьявить его не преминет, если пожелает...

Но, кто бы ни был автором, книга, как я уже писал выше, заслуживает внимания.

Обложка книги «О народах, издревле в России обитавших».
Обложка книги «О народах, издревле в России обитавших».

О скифах в книге написано, что все жители европейской и азиатской частей России раньше назывались скифами:

Все жители Российскаго государства, как в Европе, так и в Асии, да и обитатели большой части средней Асии, Скифами назывались. Из сего произошло различие Европейских и Асиятских, также по сю и ту сторону горы Имауса находившихся Скифов: oт чего и родилось столь много особливых названий Скифов, кои были совсем отменные народы; ибо услышав про какой-нибудь отдаленной и до того ещё неизвестной народ, называли оной уже Скифским.

Под Имаусом следует понимать, скорее всего, уральские горы.

Далее автор пишет о том, что современные ему европейские авторы отождествляют скифов с татарами:

Новейшие писатели, а большою частию из Поляков употребляли на Латинском языке имя Скифов, повествуя o Taтaрax, уповательно для избежания какого-либо варварскаго слова, о котором Римские писатели ничего не знали. Но Татаре, так ныне называющиеся, стали в Европе не прежде известны, как в тринадцатом столетии после Рождества Христова, особливо по причине набегов своих на Россию, и жестоких опустошений чинённых ими не только в сем государстве, но и в Польше, Шлезии и Венгрии.

-3

Далее автор сетует, что уже тогда, в 18-м веке тема скифов замалчивалась в России. Только шведский историк Улаф Далин "осмелился" писать о скифском происхождении шведов (об этом напишу отдельную статью):

Далин вывел начало Шведской своей истории из Скифской, что самое могли сделать и прочие от Скифов произшедшие народы, если бы они столь далеко в древность заглянуть хотели; но нерадение в том было бы меньше всех для Россиян простительно, для того, что столь многие Скифские народы имели жительство своё в границах Российских.

Как видно, автор осуждает современных ему историков, замалчивающих скифское происхождение многих народов, но, в то же самое время, он обходит молчанием происхождение уже самих скифов, которых лично я напрямую связываю с рассеянными коленами Израиля. Подробнее об этом в моей статье «Почему Иван Грозный называл русских Израилем / В чём причина страданий русского народа».