Найти тему
Отцы-молодцы

Пять ступеней "вооруженности" или почему ребенку так важно играть

Сподвижник и соавтор академика П.В.Симонова, театральный режиссер и теоретик театра Петр Михайлович Ершов обосновал пять этапов развития потребности в вооруженности (опытности, компетентности).
На первой ступени дети и молодые животные тренируют физическую силу мускулатуры: начинают с простейших движений, потом бегают, прыгают, кувыркаются, возятся и т.п. Здесь приобретаемая и тренируемая вооруженность — движение как таковое. Когда механизмы движения освоены добавляется новая цель. Первоначально — ближайшая. Подчиненность движений цели, наблюдаемая в поведении окружающих, переводит потребность в вооруженности на следующую, вторую ступень. Это — потребность подражания. Здесь осваиваются умения в пределах стереотипов, бытующих в окружающей среде (у животных связанные с ареалом обитания, у человека в зависимости от семьи, в которой он живет). Это умение совершенствуется, варьируется и переводит потребность в вооруженности на третью ступень. Возникает (опять добавляется) потребность играть. Назначение игры не в цели как таковой, а в умении их достигать — в вооруженности. Животные возятся и как бы дерутся, дети играют в «догонялки», в «пятнашки», «прятки» и т.п. Но уже и на этой ступени возникают различия: у животных нет «ролевых» игр, они почти не пользуются игрушками (за исключением, например обезьян, собак, дельфинов), а дети играют в «дочки и матери», в «войну», играют в обслуживание кукол, в управление самолетом и т.п. В самых разнообразных детских играх еще много подражания, но его предметом являются уже не только механизмы действий, но и нормы поведения разных людей в различных условиях. На четвертой (уже чисто человеческой) ступени существующий у животных «исследовательский рефлекс» превращается в детское любопытство и любознательность, затем выступает в обучении - в освоении норм теоретических представлений и мышления. Эта вооруженность приобретается главным образом в образовании и самообразовании. Ступень эту проходят все люди. Выступает она и в человеческих играх, тренирующих сообразительность ( «смекалку») — умственные силы. Таковы, например, карточные игры. Или шашки, домино, шахматы. Область освоения норм знания и тренировки мышления обширна. Это — область формирования и развития сознания. Свою роль и здесь выполняет игра. Но в освоении норм знаний и в тренировке мышления, как ни значительно то и другое, неизбежно обнаруживается принципиальное отставание от ненасытности человеческих потребностей. Эта недостаточность сознания ведет к нужде в сверхсознании. Таково содержание пятой ступени вооруженности. Эта вооруженность, необходимая для создания нового, не бывшего в обиходе в окружающей среде, реализуется в творчестве — техническом, художественном, научном. Тренируется она преимущественно не обучением, а опять же - игрой (!). Теперь она, казалось бы, не имеет ничего общего с детскими играми и игрой животных. Впрочем, переход с четвертой ступени на пятую постепенен. Это видно в детском творчестве. Оно не бывает продуктивно в технике и науке как раз потому, что не обосновано четвертой ступенью — достаточным знанием. Редко оно бывает продуктивно и в искусстве (но все же бывает, например, в детских рисунках), потому что пренебрежение к культуре (к знаниям и умениям) у большинства детей объективно присутствует. Кстати, так бывает и с профессионалами, претендующими на творчество, минуя профессиональную грамотность. Таковы в общих чертах пять последовательных ступеней вооруженности. В основании каждой ступени лежат врожденные способности (уникальные «органические» свойства), то есть вооруженность, генетически унаследованная. Кроме этого есть вооруженность приобретенная. Приобретается она в процессе игровой и имитационной (подражательной) активности в детстве, а во взрослом состоянии в процессе творчества. Причем творчество, по сути весьма похоже на игровую деятельность. Справедливости ради надо добавить, что художественному, как и научному, творчеству во всех родах и видах противостоит не только профессиональное невежество (недостаточное знание), но и высота ремесленной осведомленности — неукоснительное следствие тем или иным нормам ремесла (боязнь расстаться с четвертой ступенью!). Именно на пятой ступени вооруженности (в творчестве) игра сближается (или даже роднится!) с искусством, как это отметил Томас Манн. Любое искусство требует как знания, освоения, так и преодоления норм; игра учит этому преодолению и тренирует его.