46K подписчиков

Как вернуть деньги за билет или получить компенсацию в случае задержки или отмены рейса?

Как вернуть деньги за билет или получить компенсацию?

Если рейс отменили или задержали, обращаться за возвратом средств нужно туда, где приобретался авиабилет — в офис перевозчика или к посреднику. За компенсацией (штрафы, пени) в случае задержки рейса и последующей невозможности успеть на стыковочный рейс, на поезд в пункте назначения и других — в авиакомпанию.

О причинах задержки и отмены рейса читайте здесь.

В некоторых авиакомпаниях это можно сделать онлайн через личный кабинет на сайте, в мобильном приложении или написав на электронную почту. Некоторые перевозчики при отмене рейса возвращают деньги автоматически.

Роспотребнадзор предупреждает, что переписка с авиакомпанией посредством социальных сетей и форм приёма обращений, интегрированных на сайте, не всегда принимается ко вниманию в суде. То есть фактически это не является доказательством соблюдения пассажиром обязательного претензионного порядка. Поэтому, если вы твёрдо намерены подавать в суд на перевозчика, уверены, что авиакомпания не вернёт средства и не компенсирует неудобства, обращайтесь в авиакомпанию с досудебной претензией — без неё иск не примут.

Не забудьте попросить представителя авиакомпании поставить отметку о задержке или отмене рейса. Фото: Pixabay
Не забудьте попросить представителя авиакомпании поставить отметку о задержке или отмене рейса. Фото: Pixabay

Претензия пишется на имя руководства авиакомпании, к документу нужно приложить билет, посадочный талон (если есть), все чеки и квитанции, подтверждающие ваши затраты в аэропорту. Обычно перевозчик рассматривает обращение и предоставляет ответ в течение 30 дней. Если речь идёт о внутренних перевозках, такая претензия предъявляется в течение шести месяцев со дня задержки рейса.

Примеры оформления претензии непосредственно к перевозчику можно посмотреть здесь, при покупке авиабилета у третьего лица (туроператора) — по этой ссылке.

Какая компенсация за задержку или отмену рейса в Европе?

Правила европейских и других зарубежных авиакомпаний могут отличаться в зависимости от страны, но в основных своих положениях они также обязывают перевозчика вернуть средства при отмене рейса. Многие авиакомпании делают это автоматически. При задержке рейса авиакомпании обязаны предоставить еду, освежающие напитки, гостиницу — в зависимости от дальности полёта и времени ожидания, а также компенсацию в размере от 250 до 600 евро.

Если рейс задержан на пять и более часов, пассажир имеет право потребовать возврата полной стоимости билета. У клиента есть право обратиться за компенсацией или возвратом средств в течение двух лет с даты вылета. Стандартный срок возврата денежных средств в Европе — семь дней, но условия могут различаться в зависимости от страны. Например, в США, Китае единого закона о компенсациях в случае задержки рейса нет.

На какие документы можно ссылаться

В России отношения пассажира и авиакомпании регулируются пунктами 99 и 227 приказа Минтранса России №82 от 28.06.2007, статьями 105, 108 и 120 Воздушного кодекса, законом о защите прав потребителей, Гражданским кодексом РФ и другими нормативными актами.

На рейсах иностранных перевозчиков российские правила действуют, если это написано в договоре. Если нет — применяются нормы страны перевозчика и международных договоров. Например, регламент ЕС №261/2004 на рейсах в Евросоюз и из него (европейскими перевозчиками) или внутри ЕС, Монреальская конвенция.

А вам приходилось требовать компенсации у авиакомпании за отмену рейса?

Полезные ссылки по теме:

Экстренные ситуации в аэропорту: как узнать о задержке или отмене рейса?

Текст: Яна Бушуева для Яндекс Путешествий