Найти тему
Журнал «Ватандаш»

История формирования, родоплеменная структура и расселение курганских башкир до начала XX века (часть 1-я)

Башкирское население современной Курганской области в этнографической науке относится к зауральской подгруппе северо-восточной группы башкир и представляет собой одну их сложных по этническому составу этнотерриториальных групп башкирской нации. В ее формировании приняли участие представители около полутора десятков родов – ялан-катай, сарт, калмак, табын и других, входящих в основном в три родо-племенных объединения – Катай, Айле, Табын. По легендам и преданиям курганских башкир, западносибирское Зауралье еще в XIII–XIV веках являлось территорией весенне-летних кочевий их предков, однако массовое заселение юго-западной части Курганской области, по мнению исследователей, произошло не ранее середины XVIII века.

К началу XXвека на территории современного проживания курганских башкир существовало большое количество населенных пунктов, однако значимая их часть прекратила свое существование к настоящему времени. Особенно много сельских поселений исчезло в 1960–1970 годы, в связи с проводившейся в регионе политикой ликвидации неперспективных деревень.

Залия Ганиатуллина - представительница курганских башкир.
Залия Ганиатуллина - представительница курганских башкир.

Из рода Катай

В половине башкирских аулов к концу XVIII века жили ялано-катайские башкиры, входившие в зауральскую подгруппу катайского племени, включавшего в себя шесть родов, три из которых составляли западную (горно-лесную) и три – восточную (зауральскую). По мнению Р.Г.Кузеева, катайская родоплеменная группа была сама по себе не однородна в этническом плане и включала в себя племена Катай, Сальют, Сынрян, Терсяк, Бикатин, а также территориально-этнические образования калмак и башкирские казаки, сформировавшиеся в этническом отношении под влиянием катайцев. Ядром катайских башкир являются собственно катайцы, происхождение которых в историко-этнографической литературе принято связывать с кара-китаями или киданями, известными с III–IV веков до монгольских завоеваний и позже.

На территории Южного Урала предки катайцев начали селиться с середины XIII века, где в XIII–XIV веках они кочевали в междуречье рек Ик и Агидель. Во второй половине XIV века катайцы разделились на две части, одна из которых ушла на север, другая – на восток. Выбравшие восточное направление перекочевали в горно-лесную местность среднего течения реки Агидель и низовьев Инзера, откуда были вытеснены табынцами на его среднее и верхнее течение, а затем вышли к верховьям Агидели. Это были кузгун-катайцы и идель-катайцы. На север же ушла основная их часть, которая к XIV–XV векам занимала верховья реки Чусовой недалеко от города Екатеринбурга.

Во второй половине XVI века эти катайцы были вынуждены уйти с северных земель в южном и юго-восточном направлениях. В ходе этого переселения произошло второе разделение катайцев. Основная часть их сдвинулась на юг, в долину реки Каридель и верховья Большого и Малого Ика, вторая же часть катайцев (роды улу-катай и бала-катай) направилась в Зауралье, где заселили земли в междуречье рек Синары и Течи.

Бурные события второй половины XVI – первой половины XVII века (присоединение к Российскому государству, начало колонизации с севера русскими крестьянами, башкирские восстания) привели к тому, что улу- и бала-катайцы начали свое дальнейшее продвижение на восток в притобольские и приуйские степи. Здесь выходцы из двух родов перемешались между собой, а также с другими этническими группами, дав, таким образом, начало новому роду – ялан-катай (степные катайцы). Окончательное заселение ялано-катайцами современной территории произошло не ранее середины XVIII века. Об этом свидетельствуют и архивные материалы, относящиеся к 1763 и 1765 годам.

К концу XVIII века ялан-катайцы уже окончательно закрепили в вотчинное владение большие пастбищные просторы притобольских и приуйских степей и в XIX веке селили на своих землях много припущенников. Этим в значительной степени объясняется чрезвычайная этническая смешанность ялан-катайских башкир (подразделения Татар, Мишар, Типтяр, Казах, Калмак, Салъют и другие в составе рода Ялан-Катай). Ялан-катайцы проживали на территории Катайской волости (современный Альменевский район) в деревнях Танрыкулово, Казаккулово, Сулейманово, Ильясово, Гаитово, Туйгуново, Зайнегабдиново, Бухарово, Аскарово, Монатово, Юломаново, Подъясево, Куйбаково, Балсыкты, Байганино, Бакаево, Искандерово, Шарипово, Штаново, Убалино, Тимяково и др. Нужно отметить, что переселение башкир-катайцев на территорию продолжалось и позднее, в первой половине XIX века.

Роды Айле, Сарт, Калмак

Активное участие в формировании курганской группы башкир приняла также айлинская группа башкир, включавшая в себя семь племенных групп – Ай, Кудей, Мурзалар, Дуван, Кошсы, Сызгы и Упей, образовавших данное родоплеменное объединение еще в XIV–XV вв. Из них в Зауралье проживали представители только трех родов: Айле, Сызгы и Сарт.

Происхождение айлинцев, по мнению Р.Г.Кузеева, связано с огузами. Предания и легенды собственно айлинских родов ай, тырнаклы, каратавлы и сарт повествуют о приходе их на территорию Урала с Сырдарьи. Установить точное время переселения айлинцев невозможно, очевидно, это произошло в конце I тыс. н э. Первоначально они заняли территорию водораздела рек Ай, Агидель, Уй и Миасс, откуда в XVI–XVIII вв. под давлением табынских родов переселились в долину р.Ай. В Зауралье они заняли верховье Миасса и междуречье Миасса и Течи и образовали две группы – северную и южную. Южные айлинцы расселились на прежних айлинских землях и закрепили свои вотчинные права на них, а северные расселились на табынских землях в качестве припущенников. Этот факт указывается и в одном из преданий, бытовавших среди местного населения, в котором говорится, что айлинцы пришли сюда раньше табынцев.

Сарт-айлинцы в течение некоторого времени еще оставались на табынской земле. В XV веке часть сартов направилась вслед за основным массивом айлинских племен на Ай, другая же часть была постепенно вытеснена в зауральские степи, где сарты начали кочевать между Тоболом, Миассом и р.Уй. Указанные передвижения айлинцев нашли отображение и в местных легендах и преданиях.

В исторической литературе и источниках существовало мнение о тождественности сартов с бухарцами, появившимися в XVII веке в Западной Сибири [4, с.63; 19, с.382], тем более что среди западносибирских татар действительно много выходцев с территории Средней Азии, так называемых бухарцев [12, с.118]. Но по мнению Р.Г.Кузеева, это не соответствовало исторической действительности.

Айлинцы Курганской области подразделялись на две условные группы. Восточная группа проживала отдельно или совместно с ялано-катайцами в их юго-западных поселениях – Шигаево, Байганино, Темяково, Монатово, Кулсарино, Аскарово, Юломаново, Манатово, Бухарово, Подьясево и др. (Альменевский район). Западная же группа айлинцев, в отличие от первой, не имела своей территории и расселялась в качестве припущенников на территории Сафакулевского района в сартских деревнях Азналино, Баязитово, в табынской деревне Сабыш, в сарт-калмакской деревне Абдульменево, что было связано с их поздним переселением в эти места.

Башкиры рода сарт жили в деревнях Большое Султаново, Баязитово, Сарт-Абдрашитово, Абелкино, Мышкаево, Абултаево (южная часть Сафакулевского района). Кроме того, они составляли часть поселения деревень Абдульменево и Азналино, занимая территорию от озера Балсыкты на северо-востоке до озера Буташ на юго-востоке]. Во время межевания башкирских земель, в 70-е годы XIX века, эти населенные пункты, в которых проживали сарты, были отнесены в один участок, отмеченный как их вотчинные земли.

Башкиры-сарты получили указанные земли в награду от царской администрации. Возможно, именно то обстоятельство, что землю сартам пожаловали за службу, является причиной того, что в источниках их называли «служилые сарты». Как известно, царское правительство щедро расплачивалось с теми старшинами, которые участвовали в борьбе с восставшими башкирами, и зачастую в виде награды выступали земли. Об этом говорится в одном из преданий, записанном в селе Большое Султаново (Имангулово). Согласно ему, эти земли были пожалованы башкиру Султану и его четырем сыновьям – Абдрашиту, Баязиту, Азнагулу, Имангулу за заслуги перед царем. Указанная личность – «служилый сарт Султан Ахметев» – отображается и в документальных источниках, относящихся к башкирскому восстанию 1737–1740 годов.

Несмотря на то, что сарты относились к айлинской родоплеменной группе, они были более тесно связаны с калмыками, относившимися к катайцам, при этом настолько, что дали начало новому Сарт-калмакскому роду. Башкиры-калмаки считали своим родоначальником хана Буранягарака, пришедшего сюда, по их преданиям, с Иртыша [15, с.245]. В некоторых источниках их происхождение пытались связать с ханом Аюкой. Тем более что калмыки во главе с Аюкой Мончаковым действительно появлялись на территории Зауралья летом 1683 года около озера Чебаркуль.

Так или иначе, их происхождение связано с калмыками, появившимися в Западной Сибири в верховьях Тобола в начале XVII века с территории Иртыша, откуда они совершали нападения на башкирские волости Сибирской дороги. Взаимные набеги калмыков и башкир продолжались вплоть до начала XVIII века и сопровождались угоном скота и захватом пленных. Сами башкиры впоследствии также утверждали, что «калмыки в древние времена получены были нашими башкирцами при войнах в малолетстве».

Георги писал о башкирах-калмаках следующее: «Обращены они в Мугамеданскую веру Киргизами при случае, когда от сих уведены из числа Волжских Калмыков. Некоторые из них имели случай переселиться в Сибирь, и соединились они в одно Общество, более, нежели за пятьдесят лет тому назад. Баширцы приняли их благосклонно, отвели им луга, для паствы скота, выдали за них дочерей своих и прочее». В ходе всех этих событий группа калмыков и осталась в Зауралье, которая, поступив на службу русским властям, получила вотчинные права и положила начало новому роду. Проживали они в деревнях Калмак-Абдрашитово, Мурзабаево, Шафиево, Аптикаево, Арсланово, а также составляли половину деревни Абдульменево (территория современного Сафакулевского района).

Род Калмак до середины XVIII века не имел своих вотчинных земель. Калмаки кочевали в основном на сартских землях, в связи с чем в некоторых источниках они известны под названием сарт-калмаков. Согласно местным преданиям, сарты поселили калмаков на своих землях за помощь, которую якобы они оказали сартам в борьбе против казахов за эти земли. Сартские и калмыцкие башкиры с середины XVIII века являлись вотчинниками своих земель. В 1748 году на востоке исторического Башкортостана Оренбургская губернская канцелярия отвела им землю, и они стали именовать себя башкирами Сарт-Калмакской волости. Об их совместном владении землей упоминалось в некоторых документах третьей четверти XVIII века, а также в документах Генерального межевания земель начала XIX века.

Длительное их проживание рядом с башкирами и совместная служба привели к сближению, а затем и к ассимиляции. Постепенно сарты и калмыки полностью утратили исконно присущие им свойства и усвоили новые, характерные для башкир. Тем не менее, администрация края в течение длительного времени подчеркивала их отличия от башкир, а термины «аюкинские калмыки» и «служилые сарты» встречались в официальных документах до начала XIX века. Сами башкиры считали их башкирами еще в 70-х годы XVIII века. В одиннадцатом пункте наказа от башкир Исеткой провинции в Уложенную комиссию 1767–1769 гг. они просили, «чтоб оным сартам и калмыкам единственное уже звание иметь и именования башкирцами, а звание сарт и калмык оставить».

Автор: Альберт АХАТОВ, кандидат исторических наук.

Продолжение следует.