Когда мы принимали сына в семью, он казался очень послушным и безынициативным ребенком, молча делал все, что ему скажут и практически не проявлял эмоций. Постепенно наш малыш стал оттаивать. Мы с мужем этому очень радовались. Но вскоре он начал рассказывать ужасные вещи о своей жизни в кровной семье.
Когда он рассказывает о том, как он ненавидит своего отца, то начинает громко кричать и плакать. В эти моменты мне почему-то становится совершенно невыносимо. Я понимаю, что сыну нужна моя поддержка и защита, но в эти моменты мне тяжело находиться рядом с ним. Я всегда очень сочувствую ему, но в эти моменты я его почти ненавижу, мне хочется убежать от него как можно дальше. Что со мной происходит?
Алена Синкевич, психолог фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»:
Когда приемный ребенок попадает в семью, мы точно знаем, что у него есть травма, но никогда не знаем, насколько она обширна. Мы судим о травме, которая может быть у ребенка, исходя из собственного опыта. Но порой мы и предположить не можем, с чем ему пришлось столкнуться.
Травмы — как бусины, которые нанизаны на нитку, каждый приемный ребенок приходит в семью уже с такими бусами. Травматический опыт или посттравматическое стрессовое расстройство, а может быть —комплексное посттравматическое стрессовое расстройство, мы не можем этого знать наверняка.
После того как ребенок попал в семью, травма проявляется не сразу. Сразу после прихода в семью ребенок все еще напуган, его задача — ничем не выделяться, никого не провоцировать и постараться выжить. В семье ребенку становится спокойнее, он понимает, что он среди заботливых людей и у него нет больше необходимости спасать себя каждую секунду. И тогда из ребенка, как говорят специалисты, начинает выпадать травма, он вдруг начинает называть какие-то события прошлой жизни. Это может происходить в моменты, которые никак логически не связаны с тем, что рассказывает ребенок.
Бывает, что что-то из того, что рассказывает ребенок, начинает резонировать травмой, которая есть у родителя. И для родителя это совершенно невыносимо.
Так, например, плач и крик сына возвращают маму в собственное детство, когда она подолгу плакала и не получала утешения. Ей было страшно и одиноко, а ее мама говорила: «Замолчи! Это отвратительно!» Постепенно в ее сознании сформировалась картинка: ребенок, который рыдает, отвратителен. И когда эта мама видит такое поведение своего ребенка, она вспоминает это и у нее возникает комплекс отторжения. И вместо того чтобы посочувствовать сыну, она его ненавидит.
Если вы обнаруживаете, что какие-то события из жизни вашего ребенка вызывают у вас сильный эмоциональный отклик и это не сочувствие, если вы окунаетесь в какие-то травматические переживания, вы не сможете помочь своему ребенку. Сначала надо помочь себе. В этом случае важно, чтобы родитель обратился к профильному специалисту, который поможет пережить те события детства, которые по каким-то причинам оказались не пережитыми, посочувствовать себе маленькой и понять, что та девочка была ни в чем не виновата. Так сложились обстоятельства ее жизни, что ей пришлось много плакать и не получать утешения и поддержки. Только осознав это, мама сможет дать утешение и поддержку ребенку, которого она воспитывает.
Травмы можно условно разделить на три типа:
— Травма, связанная с трагическим событием,
— Травма, связанная с тем, чего ребенок не получил (например, депривация),
— Травма потери.
Они проявляют себя по-разному, и все они могут оказаться у ребенка с сиротским опытом. Например, если в приемную семью приходит ребенок, травма которого связана с тем, что на него напали и избили, эта травма может вступать в резонанс с травматическим опытом приемных родителей, если у них был подобный опыт. Родитель в этот момент будет выпадать из роли родителя и становится тем ребенком, которого избили.
Травма казенного дома, когда ребенок рос в учреждении вместо того, чтобы расти в любви и заботе, связана с неудовлетворенными базовыми потребностями —в жизни приемного ребенка не было ни любви, ни заботы, ни чувства безопасности. И если у приемного родителя похожая ситуация, то чувство тоски, ненужности и бессмысленности жизни, которое приносит с собой приемный ребенок, может вернуть родителя в те ощущения, которые были у него в детстве.
Важно помнить о том, что любую картинку, любую ситуацию мы нагружаем своим опытом. Если приемный ребенок и его родитель смотрят на одну и ту же картинку, они могут видеть очень разные вещи. Например, взрослый видит лес, лужайку и домик и говорит: «Какая прелесть. И как хорошо, что лес рядом с домом». А ребенок вспоминает, как он пошел с отцом в лес, и отец уснул после употребления алкоголя. При взгляде на картинку ребенок будет чувствовать страх. В нашей практике был случай, когда мальчик во время психологического теста, увидев на картинке схематическое изображение женщины с коляской, пришел в такое возбуждение, что его очень долго не могли успокоить.
Родителям важно понимать, что у детей с травматических опытом многие вещи могут вызывать совершенно другие чувства, чем у нас. Нужно внимательно смотреть на реакцию ребенка и быть готовым к тому, что многое из того, что нам кажется нормальным, может быть пугающим для ребенка с травматическим опытом.
Совет:
Во-первых, родители должны позаботиться о себе, потому что только тогда они смогут помочь своему ребенку. Они должны понимать, что им может понадобиться психологическая помощь, если у них похожая история детства.
Во-вторых, родителям не нужно брать на себя роль психолога. Если ребенок вдруг начинает рассказывать о каких-то травматических событиях, то задача родителя не прояснить эти события, не выяснить, что там было, а посочувствовать, принять, успокоить и с этим идти к психологу. Потому что травма так устроена, что может ассоциироваться с тем местом, где она проявляется.
И тогда хорошо бы, чтобы эти травматических воспоминания у ребенка ассоциировались с кабинетом психолога, а не с личностью родителя и той комнатой, где он живет. Родители утешают, поддерживают, но не исследуют травму. Во-первых, для этого им может не хватить опыта, если они не психологически, а во-вторых, им нужно оставаться в роли родителей.
В сентябре 2022 года при поддержке Фонда президентских грантов мы запустили онлайн-школу для приемных родителей детей с трудным поведением (посмотреть записи семинаров можно по ссылке). Это поведение, которое сформировалось вследствие опыта сиротства: например, воровство, агрессия, самоповреждающее поведение, протестное поведение и непослушание, трудности в построении привязанности и другие характерные проявления.
Мы с огромным уважением относимся к приемными родителями и понимаем, с какими трудностями им приходится сталкиваться при воспитании приемных детей, — говорит ведущая школы Алена Синкевич. — Навыки выживания в системе и навыки жизни в семье очень разные, и детям бывает трудно осознать произошедшую перемену и адаптироваться к ней. Мы работаем в проекте, который занимается помощью приемным семьям. Он существует с 2011 года, и за это время мы накопили большой опыт работы с семьями. В том числе с семьями, которые воспитывают детей с трудным поведением.
#волонтерывпомощьдетямсиротам
#приемныродителям
#приемныедети