Любая война, будь то небольшое пограничное столкновение, закончившееся лишь десятком жертв или мировая, которая забрала миллионы — это страшная трагедия. Трагедия распавшихся семей, травм, как физических, так и психологических, оставшихся на целые поколения в памяти людей. Однако за прошествием времени многое, что всегда сопровождает войну, забывается. Умирают те, кто помнят особо страшные преступления, и остаются лишь сухие строки на старых листах бумаги Однако некоторые случаи настолько вопиющие, что память о них проходит сквозь время. И особенно это касается тех поступков, что уже после окончания войны классифицируют, как военные преступления.
🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/3v2h7WK (подарок по ссылке)
К середине 1918 года результат войны стал окончательно ясен всем противостоящим друг другу сторонам. Германия израсходовала почти все свои ресурсы и, даже несмотря на выход из войны Российской империи, не могла противостоять объединенным силам Антанты, которые начали уверенно теснить её войска. Схожая ситуация наблюдалась и на море. Немецкий флот после самого большого в истории морских сражений — Ютландского — оставался в своих базах, так и не решившись до конца войны снова выйти в море. Однако моря всё ещё оставались важнейшим театром военных действий, и Германия нашла альтернативный подход.
До войны подводные лодки появились во многих флотах разных стран. Однако почти всеми они воспринимались скорее как курьёз или очень ситуативный инструмент. Германия же, потеряв возможность активно действовать в море надводными силами, сделала ставку именно на подводные лодки, и решение оказалось верным. Конечно, субмарины Кайзерлихмарине были далеко не столь совершенны, как прославившиеся U-Boat времён Второй мировой, однако даже они устроили на морских коммуникациях союзников настоящую бойню. Союзники оказались не готовы к такому противостоянию, они лихорадочно искали средства борьбы с новым видом оружия и перепробовали разные методы, иногда довольно странные.
Однако новое оружие, пусть и ставшее неожиданно эффективным, всё же не могло переломить ход войны.Так что неудивительно, что у многих военнослужащих Германии уже не хватало чести на соблюдение норм и правил «рыцарского» ведения войны, которые многими капитанами воюющих стран тщательно исполнялись в начале конфликта. Случай, который привел в ужас, пожалуй, всё читающее население стран Антанты произошел 27 июня 1918 года.
В этот день канадский корабль-госпиталь HMHS Llandovery Castle, следовавший мимо берегов Ирландии, был обнаружен немецкой подводной лодкой SM U-86. Международные конвенции и договорённости запрещали атаку госпиталей, это сурово осуждалось обеими сторонами конфликта. Однако, как было сказано выше, чем дольше длится война, тем ожесточённее становятся противники. В нарушение правил и договоров U-86, которой командовал капитан Гельмут Патциг (Helmut Brümmer-Patzig), атаковала судно.
«Лландовери» после торпедных попаданий начал тонуть, однако не настолько быстро, чтобы не дать возможности людям спустить спасательные лодки. Это было место с довольно оживленным судоходством, и, скорее всего, людей быстро спасли бы. Но капитан U-86 решил, что не должен оставлять свидетелей потопления судна-госпиталя, и, всплыв на поверхность, приказал стрелять по шлюпкам. Использовав ручное оружие и, возможно, даже бортовое орудие, он хладнокровно расстрелял и потопил все спасательные шлюпки. Кроме одной, которой посчастливилось не попасть в поле зрения немцев. Стоит отметить, что «Лландовери» был не боевым судном — его экипаж составляли врачи и медсёстры, так что именно они и стали основными жертвами. Всего на борту плавучего госпиталя в момент гибели было 234 врача, медсестры и служащих Медицинского корпуса канадской армии. На единственной спасшейся шлюпке, которую подобрал эсминец HMS Lysander спустя несколько часов, оказалось лишь 24 выживших.
На следующий день через район, где был потоплен «Лландовери», проплыл британский корабль HMS Morea. Его капитан впоследствии так описывал в своих записях увиденное:
«Мы были в Бристольском проливе, довольно далеко в море, и вдруг начали проходить через трупы. Немцы потопили британский госпитальный корабль «Лландовери Кастл», и мы плыли сквозь плавающие там тела. Нам не разрешили останавливаться — мы просто должны были пройти прямо. Это было ужасно, и моей реакцией на увиденное была рвота через край. Это было то, чего мы никогда не могли себе представить... особенно медсестер: видеть эти тела женщин-медсестер, плавающих в океане, которые были там какое-то время. Огромные фартуки и юбки в волнах, которые выглядели почти как паруса, потому что сушились на жарком солнце».
U-86 продолжила свой поход и 1 июля 1918 года торпедировала USS Covington. Это было американское судно, и оно продержалось на воде почти сутки, прежде чем затонуло. Благодаря этому жертв от атаки оказалось немного. «Ковингтон» стал 17 по величине кораблём, потопленным немецкими субмаринами за Первую мировую войну.
Случившееся с «Лландовери» получило широкий резонанс в мировом сообществе и считается одним из самых страшных зверств Первой мировой войны. «Лландовери Кастл!» — этот клич в канадских вооружённых силах стал стимулом идти до конца и закончить эту войну как можно быстрее.
В 1921 году в Лейпциге состоялся судебный процесс, рассматривающий военные преступления Германии. Разбирательство о потоплении «Лландовери» стало одним из рассматриваемых обвинений. По его итогам было признано, что ответственность за всю команду субмарины несёт капитан Гельмут Патциг. Однако ему удалось сбежать и укрыться в нейтральной стране, откуда не было выдачи. Ещё несколько человек из его команды получили по четыре года тюрьмы. Патциг прожил долгое время, скрываясь, и лишь когда в Германии к власти пришли нацисты, вновь вернулся в Фатерлянд и был принят на флот в высоком чине. С ноября 1941 года по март 1943 года он проводил обучение молодых подводников искусству торпедных атак, а также занимал высокие должности в штабе. В море он больше не выходил по причине солидного возраста.
В память о гибели «Лландовери» в Лондоне, а также в нескольких городах Канады и Новой Шотландии появились мемориальные доски. В июне 2018 года, к столетию гибели корабля, состоялась премьера оперы в память о трагедии.
Стоит отметить, что по прошествии уже более, чем ста лет со времен Первой мировой войны многие трагедии постепенно стерлись из памяти человечества. Находятся новые и куда более страшные преступления, изобретаются новые методы войны, однако некоторые поступки не должны забываться. Они должны остаться в памяти людей, как пример того, что никогда не должно произойти снова.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей
Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.
🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/3v2h7WK