О происхождении термина «коучинг»
Слово «коучинг» происходит от английского «coaching», которое, в свою очередь, пришло в английский либо напрямую из венгерского «kocsi» (повозка), либо через немецкое «kutscher» (кучер, возница). На сленге студентов Оксфордского университета словом «coach» называли репетиторов, помогающих сдать экзамен. Так что смысл этого слова соответствует такому определению: «человек, который помогает тебе попасть из того места, где ты находишься сейчас, в то место, где ты хочешь оказаться». Окончание -ing в данном случае образует из слова coach процесс.
Что такое Коучинг? Метафора
Представьте, что вы отправились в автомобильное путешествие с пассажиром, который едет рядом с вами, и находится в поддержке. Именно вы контролируете авто и куда оно едет – в точности так же вы контролируете свою жизнь, пункт назначения, ваши решения и будущее. Вы на водительском сиденье, а коуч сопровождает вас на пассажирском. Когда вы работаете в партнёрстве с коучем, он сопровождает вас до достижения вами желаемой цели. Коучи задают вопросы НЕ для того, чтобы получить желаемые ими ответы, а для того, чтобы пригласить вас в глубокое исследование себя, вашего внутреннего запроса, ваших изменений на пути к цели, ваших решений и шагов.
На наших курсах Всемирной академии коучинга (далее – ВАК) студенты также приводили метафору капитана корабля (клиент) и штурмана, который держит и помогает читать карту (коуч); альпиниста (клиент) и сопровождающего (коуч); главного героя рассказа (клиент) и его волшебного помощника (коуч).
В любом случае, коуч признаёт, что ответственность в этом партнёрстве делится таким образом: клиент – эксперт в своем жизненном путешествии, коуч – эксперт в коучинге как методе.
А сейчас мы попробуем собрать то СПЕЦИФИЧНОЕ, что мы знаем о коучинге, и отбросить то, что является ОБЩИМ для многих подходов и методов работы с клиентами (психология, синтон-подход, коучинг, НЛП, тренерство и другие виды).
Что такое коучинг? Определение Всемирной академии коучинга
Коучинг – это метод сопровождения клиента к его целям. Это метод недирективного взаимодействия, в котором коуч с помощью открытых вопросов помогает клиенту решить запрос (осознаваемый или нет) на внутреннее изменение и, тем самым достичь поставленных клиентом целей.
Партнёрство как процесс
Партнерство в коучинге – это, во-первых, участие на равных, а, во-вторых, распределение ответственности. Расшифруем.
- На равных. С одной стороны, коуч НЕ главный (не старший) ни в процессе коучинга, ни, тем более, в жизни клиента. Коуч действует исходя из позиции «Я знаю, что клиент – главный эксперт в своей жизни. Я знаю, что многие ответы есть внутри клиента». С другой стороны, коуч не умаляет своего участия в сессии, смело задает вопросы или, наоборот, делает паузы, приглашая клиента подумать, держит время для клиента, подсвечивает его идеи, делая возвраты, а также иногда делится гипотезами, если это уместно и принимается клиентом.
- Распределение ответственности. Клиент отвечает за: экспертизу в своей жизни, то есть за «содержание» встречи; разработку шагов к цели и их исполнение ВНЕ коуч-сессий; достижение своей цели.
Коуч отвечает за: беспристрастную и безоценочную коуч-позицию; структуру сессии; время; инструменты коучинга; приглашение клиента к решению его внутреннего запроса на изменение. См также статью «Коучинг – это про партнерство».
Недирективность (максимальное стремление к ней)
Термин «директива» происходит от лат. directivus, далее из dirigere «выстраивать в прямую линию, направлять, бросать, определять», далее из dis- (приставка, означающая разделение, разъединение») + regere «управлять, направлять, исправлять» (восходит к праиндоевр. *reg- «выпрямлять»).
Таким образом, методы сопровождения клиента могут быть:
А) директивными, то есть направляющими, где представитель профессии, например, тренер, консультант, наставник, выступает в экспертной роли, давая рекомендации, задавая наводящие вопросы, напрямую привнося свои темы и опыт в работу с клиентом;
Б) недирективными, то есть ненаправляющими, где представитель профессии, например, коуч – выступает в роли равного партнёра, который больше слушает, чем говорит сам, признаёт, что он не является экспертом в жизни и бизнесе клиента, не привносит свои идеи, а позволяет клиенту выгрузить и осознать свои, задаёт открытые широкие вопросы, цель которых не навести на желаемый коучем ответ, а пригласить клиента размышлять самому. Более подробно см. статью «Недирективность».
Источник: https://wacicf.ru/news/kouching-kak-metod-podderzhki-klientov/
Хочешь стать коучем? Ждем тебя на курсах обучения коучингу в нашей академии.
Интересные статьи о коучинге, менторстве и психологии: