UPD: Сбор закрыт. Благодарим за участие!
Помогите собрать деньги на мебель, канцелярские товары и необходимую технику для обучения воспитанников ДДИ с ментальной инвалидностью.
Совсем скоро 1 сентября. Родители с детьми активно собираются в школу: новый яркий рюкзак, тетрадки, форма - что еще ребенку нужно? Впереди столько всего интересного и волнительного.
Но есть ребята, для которых такое радостное событие – непростое приключение. В арзамасском детском доме-интернате живет 99 воспитанников с инвалидностью, в том числе ребята с тяжелыми множественными нарушениями развития, со всей Нижегородской области. И только в этом году все они зачислены в школы. До этого училась только четверть от всех детей и молодых взрослых.
- В этой тетрадке я учусь писать, эта – для занятий по математике, а тут я записываю свои размышления, - делится Катя.
Девушке в этом году исполнится 23 года, а писать и читать она учится только сейчас. Раньше никто и не предполагал, что у маломобильной Кати есть способности к обучению, а они есть. Буквально за пару месяцев девушка научилась читать по слогам, затем перешла к занятиям по чистописанию, а сейчас уже резво набирает сообщения на своем телефоне и отправляет друзьям-преподавателям, которые с ней занимаются.
Наверное, уже взрослая Катя так бы ничего и не умела. Не потому, что способностей нет, а потому что никто их не развивал. По достижению 23 лет перешла бы из ДДИ в психоневрологический интернат. И там бы о ее образовании уж точно никто не думал.
Но в начале этого года в Арзамасский детский дом-интернат пришел новый директор. Сначала было сложно понять, за что хвататься... Проблем много и разных. Как и ребят: каждый – со своими особенностями, трудностями, талантами и мечтами.
Дело в том, что обычно в интернатах дети с ментальной инвалидностью, в том числе с тяжелыми множественными нарушениями развития, не учатся. Их жизнь проходит в стенах своих учреждений. Сотрудников мало, потребностей много. Куда там до учебы?
Более того, во многих ДДИ персонал уверен: если ребенок с нарушением психических функций –значит он необучаем. Но это не так. Главное – найти подход.
Раньше Сережа не умел считать даже до 10. Воспитатели говорили: у парня неустойчивое внимание. Вместе считали, но он сразу все забывал, и каждое занятие приходилось начинать сначала. Потом за ребенка взялась психолог (вместе с директором в интернат пришли и молодые, идейные, готовые на эксперименты специалисты). Она и разработала для мальчика индивидуальную программу.
С помощью различных предметов они начали заново осваивать счет. И теперь Серёжа понимает, когда его просят дать два-три-четыре яблока. Но на этом не остановились. Начали учить песни – оказывается, парень хорошо их запоминает, а еще с удовольствием заучивает короткие стишки.
А говорили, неустойчивое внимание.
Катя, Сережа… Сколько еще детей и молодых взрослых, живущих в интернате, могут развиваться, узнавать новое, приобретать такие важные для всех людей навыки?
Было решено: как бы трудно это ни было, воспитанники должны учиться. Кто-то будет ездить в школу, кто-то станет обучаться дистанционно – в самом ДДИ. Но зачислены должны быть все.
Это будет первый год, когда все ребята из интерната будут учиться. В школах для них оборудованы специальные классы. Педагоги будут работать по специальным программам – развивать те навыки, которые у каждого конкретного ребенка можно развить.
Для системы детских домов-интернатов в нашей стране это, можно сказать, чудо.
Наташа, как и многие другие ребята из ДДИ, не знает, где она живет. Ребенок не понимает, что есть город Арзамас, есть улицы, магазины, парки. Такое часто случается: дети из «системы» крайне редко выходят за заборы своих учреждений. А есть такие, которые даже на улице, во дворе ДДИ, бывают не каждый день, не каждую неделю, или вообще не бывают…
Сейчас психолог разработала методику, по которой занимается с ребятами: специалист рассказывает и показывает воспитанникам, какой большой и разнообразный мир вокруг. Ориентирование, знакомство с близлежащей местностью важны при переходе на сопровождаемое проживание.
Без этого шансов не попасть в ПНИ будет совсем мало.
Так, поездки в школу станут хорошей практикой для ребят. Сначала с помощью сотрудников детского дома-интерната, а затем некоторые и вовсе самостоятельно смогут добираться до школы, техникума или в магазин.
До 1 сентября осталось совсем немного. Но, чтобы ребята из Арзамасского ДДИ смогли учиться, интернату нужна помощь.
Кому-то из воспитанников нужен новый рюкзак, кому-то канцелярские принадлежности. Ребятам с серьезными нарушениями нужен специальный трекер для глаз. Тем, кто постарше, очень пригодится в учебе ноутбук.
Для ребят, которые будут обучаться в стенах ДДИ, очень нужны специальные растущие стулья и парты, магнитные доски.
Чтобы 99 воспитанников детского дома смогли начать учебный год, интернату нужно 870.000 рублей.