Найти тему
Евгения Володина

«Разворачивайтесь в марше!» или секреты четырехдольности.

Продолжая разговор о делении метра на двудольность и трехдольность по жанровому принципу, отраженному в гендерности, интересно поговорить о четырехдольности. С чем соотнести ее?

Безусловно логично, что маршеобразность в своей жанровой этимологии исходит из активного мужского начала, являясь укрупненным двудольным метром, а не четвертой долей, прибавленной к третьей путем естественного приращивания. Вспомните хотя бы «Марш энтузиастов», где даже название отражает суть и несет смысловую нагрузку через жанровый компонент.

Для наглядности контекста обсуждаемой тематики предлагаю вспомнить, например, слова «Интернационала», где четырехдольность синхронно проявляется через музыку и текст (на раз-два-три-четыре): «Э-то Е-эсть на-аш пос-Ле-эд-ний и ре-Ши-и-те-эльный Бо-о-ой».

В данном случае, говорящим становится даже название. Любопытно, что пульсация четырехдольности организует людей в группы. Метрическое удвоение двудольной песни (два плюс два равно четыре) через обобщение, масштабирование акцента теряет половую принадлежность на уровне смысла. В музыкальном отображении это превосходно подходит для любой сферы жизни, связанной с широкой производственной деятельностью. Профессии («Марш водолазов», «Спортивный марш» и др.), военное дело и защита (строевой шаг, походные марши), укрупнение государственности («Гимн СССР»), гражданской позиции («Марсельеза»). Все эти примеры через музыку способствуют объединению людей, движимых общей идеей. Кстати, небезызвестная песня группы «Наутилус» со словами «связанные одной целью» также четырехдольна. Сильные акценты мерного шага большой группы людей прочитываются в ней очень четко.

На мой взгляд, интересен еще один фактор взаимосвязи метра и содержания: рисующий музыкально-поэтическими средствами образец высокой гражданской этики. Тот, что помогает сформировать эталон поведения в представлениях, касающихся чести, человеческого достоинства и благородства через исполнение. В этом магия гимнов. Незримо присутствующий и объединяющий элемент связи. Помните, мушкетерское «когда твой друг в крови…» или гардемариновское «единый парус и душа, судьба и Родина едины»?

Однако эта же четырехдольная связь через содержание способна убедительно опрокинуть представления о человечности и гуманности на самое дно противоположности. Художественно марш может выражать собой и разрушительный элемент бездушной механистической машины. Достаточно вспомнить Седьмую («Ленинградскую») симфонию Д. Д. Шостаковича со знаменитой темой нашествия. Или «Болеро» М. Равеля, являющееся ее музыкальным прототипом.

Так что в случае с четырехдольной массовостью очень важно опираться на содержательную часть, понимая, на каком полюсе она находится. Крен в содержании легко направить. А голос послушно пойдет за мелодией, минуя смысл, опираясь на двигательный отклик со стороны тела. В отличие от (условно) гендерно-ориентированных жанров песни и вальса, где этот смысловой слой обойти гораздо труднее.

Вы спросите, при чем тут В. В. Маяковский и его «Левый марш», заявленный в названии. Все по тем же законам жанра. Знаменитый советский композитор Г. В. Свиридов не мог обойти четырехдольность в «Патетической оратории», написанной на этот текст. Хотя сам Маяковский фирменно «упаковывал» стихотворение, скорее, в рэп, намеренно сбивая лестничной строфой шаг марша и создавая эклектику полиметричности.

Поэтому петь и исполнять гимны и марши в некотором смысле проще. С них комфортнее начинать знакомство со своим голосом. А если это знакомство разбудит ваше желание найти свои песни и ритмы внутри, чтобы пользоваться ими для более качественного и эффективного простраивания смыслов управления в личных и деловых ситуациях, - приходите за своим голосом на консультацию!

Приходите за новыми решениями и поиском новых путей повышения своей эффективности – найдем их вместе! Пишите в случае необходимости лично.

С любовью и глубоким уважением к Вам и Вашему голосу,

Евгения Володина.

Телеграм: VolodinaEG

#ресурс #переговоры #русский_язык #бизнес #голос #предпринимательство #тайна #развитие #культура #честь #наука #экологияголоса #крастота #искусство #природа #ораторскоемастерство #дар #яимояречь #этика #дунаевский #песня #танец #марш #наутилус #маяковский #унисекс