16K подписчиков

Оскорбления, вызовы полиции и шесть судов: как айтишница отсудила у работодателя 1,2 млн рублей

24K прочитали

Работа на новом месте началась для Лены (имя героини мы изменили) очень успешно, а закончилась — унижениями, угрозами и позорным увольнением. Ни HR, ни госорганы не спасли работницу от произвола начальства, и только после шести судебных разбирательств ей удалось отстоять свое право на труд. Лена и юристы, которые ее защищали, рассказали эту историю Зарплате.ру.

Работа на новом месте началась для Лены (имя героини мы изменили) очень успешно, а закончилась — унижениями, угрозами и позорным увольнением.

Приглашение в компанию знакомого обернулось кошмаром

Первые восемь месяцев работы после того, как Лена устроилась разработчиком интерфейсов, все шло хорошо.

Моей работой гордились, и директор поднимал за меня тосты на корпоративах. После того, как я сходила в отпуск, руководство решило, что нужен еще один специалист, который бы прикрывал работу в мое отсутствие. Директор сказал: «Хотим еще одного дизайнера, как ты».

Лена порекомендовала своего бывшего ученика, но уже на собеседовании между ним и менеджером проекта возникло напряжение.

Как-то на личном уровне он ему не понравился. Но компания все-таки решила переманить с текущего места работы. Коллега сильно сомневался из-за неоднозначной реакции менеджера. Но они предложили заманчивые условия, а я его заверила, что все будет хорошо.

Материал по теме: Друг на работе — это хорошо или плохо?

Когда новый дизайнер трудоустроился, его опасения сразу же начали подтверждаться. Менеджер постоянно чинил препятствия. Спустя два месяца такой работы ученик Лены решил покинуть компанию по собственному желанию.

В это время директор со своей женой, которая была финансовым директором и занималась всем документооборотом, находились в отпуске за границей. Из-за этого увольнение затянулось. Коллега Лены был сильно недоволен, а менеджер, из-за которого все случилось, начал извиняться и просить отложить свой уход до возвращения начальства. Предложил прекратить работу, но получить дополнительный оклад по соглашению сторон.

Работа на новом месте началась для Лены (имя героини мы изменили) очень успешно, а закончилась — унижениями, угрозами и позорным увольнением.-2

«Ты не имеешь никаких прав»

После ухода коллеги отношение начальства к Лене резко изменилось.

Хотя в глубине души я чувствовала вину перед своим учеником, но никаким образом этого не показывала коллегам и руководству, так как планировала работать дальше. Но мне аналогично, как и некогда тому новичку, начали ставить палки в колеса и постоянно проводить «воспитательные беседы». Говорили, что я не имею права выходить из офиса на законные перерывы, например, в туалет или на перекур, чем я совершенно не злоупотребляла. Скажу больше — почувствовав их настрой, следила за этим очень строго.

На одной из таких бесед директор прямо сказал: «У Лены нет никаких прав и лучше бы она уволилась».

Мне лично он заявил: «в 90-е таких, как ты, я как тараканов давил». После этого я начала вести аудио- и видеосъемку всего, что происходило на работе. Это оказалось мудрым решением, которое потом помогло мне выиграть суд.

Материал по теме: «Пиши заявление, иначе выгоним за прогулы»: что делать, если работодатель вынуждает уволиться

Семейный бизнес

В сентябре, при очередной презентации успешно выполненной задачи менеджер проекта разозлился и замахнулся на Лену. После этого она обратилась к директору, чтобы разрешить конфликт. Тот полностью встал на сторону менеджера.

Директор сказал, что свидетелей нет, хотя свидетели были. Но так как компания очень маленькая, в ней работали либо родственники, либо давние друзья, вряд ли бы кто-то свидетельствовал в мою пользу. На мой взгляд, руководство любой ценой пыталось поддержать поведение менеджера, так как они очень близкие друзья. Директор даже говорил, что это нормальное поведение с его стороны, потому что его в детстве обижали.

На следующий день все аккаунты Лены и пропуска заблокировали. Остальным сотрудникам сказали, что Лену уволили, а ее посадили в кладовку без вентиляции, хотя остальной коллектив был расположен в опенспейсе.

Начальство конфисковало технику и предоставило мне другую. Операционная система была другая, а задачи ставили на листочках и специально так, чтобы их было невозможно выполнить. Несмотря на это, с задачами я все равно справлялась. Потом их перестали ставить совсем, и я просто сидела в кладовке, строго следя за временем, которое провожу на работе и за перерывами. Без задач я просидела около 3-х месяцев.

В то же время я не могла искать другую работу, потому что не могла отлучиться. Это было до коронавируса, и компании тогда еще не практиковали удаленный формат собеседований. К тому же у меня не было никаких моральных сил искать новую работу.

Материал по теме: «Полгода я работала в атмосфере ненависти и унижений»: история одного увольнения

Травля и физическое насилие

После «переселения» Лены начальство и коллеги стали откровенно выживать ее. Делали резкие движения в ее сторону, чтобы напугать, стучали по стенам и дверям кладовки, пытались ударить дверью при выходе, постоянно проводили в кладовке собрания.

Работа на новом месте началась для Лены (имя героини мы изменили) очень успешно, а закончилась — унижениями, угрозами и позорным увольнением.-3

Лена оказалась не единственной жертвой травли, руководитель вел себя так и по отношению к другим.

Я застала увольнение как минимум четырех сотрудников, к которым было «особое» отношение. Один — это тот самый коллега-дизайнер, второй — девушка из клиентского отдела, которая в слезах уволилась. Еще были младший менеджер и еще один дизайнер, которые меня поддержали. Хотя последних сначала успешно настроили против меня, им не позволила совесть меня выживать, когда поняли, что начальство меня оговорило. Тех сотрудников, которые не были друзьями или родственниками директоров, запугивали и запрещали со мной общаться.

Начальство стало выписывать дисциплинарные взыскания за якобы отсутствие на рабочем месте. Директор говорил ей: «Если выходишь в туалет и покурить, то сиди по 10 часов на работе, а то уволю».

Меня называли хамкой, нахалкой и т. д. Оскорблений и угроз было много — у меня скопилась пара сотен записей этого кошмара.

HR-отдела в компании не было, только помощница жены директора, которая не имела никакого веса. В последствии стало ясно, что и она всецело поддерживает руководство.

Материал по теме: «Меня здесь не любят»: один против всего коллектива

Бездействие госорганов

Лена обращалась в Роструд и Гострудинспекцию. Но они никаких проверок не провели и посоветовали обратиться в суд, при этом не прислали свой ответ в назначенные сроки. Дважды ей приходилось вызывать полицию из-за угроз начальства.

Первый раз я вызвала полицейских из-за очередного физического натиска менеджера. Он меня зажимал, разбрасывал вещи, пытался усадить спиной к двери, чтобы, например, быстро залететь и стукнуть в затылок. Полиция ничего толком не предприняла, забрала заявления и с почтением отнеслась к нападавшим. Мое заявление кануло в никуда.

Второй вызов был в день моего увольнения. Меня в очередной раз окружили и не выпускали из кладовки. Нервы у меня сдали, и я пыталась прорваться к выходу. На что меня начал пинать и бить в лицо директор, а его жена пыталась выдирать мне волосы и прыгать мне на спину, что было зафиксировано на видеозаписи. На этот инцидент я также составила заявление и сняла побои в травмпункте. Дело также «замяли». Узнала, что директор постоянно названивал и ходил к участковому. А документы, которые я предоставила, исчезли.

Материал по теме: «Исполнительские должности – это рабский труд»: истории двоих госслужащих

Суд

После увольнения Лена решила судиться и обратилась к юристам. Валерия Конрат, руководитель отдела общей судебной практики юридической компании «Эклекс» рассказывает, как шел судебный процесс:

Мы обратились в суд, с целью признать увольнение незаконным. Ни с одним приказом о дисциплинарном взыскании нашу клиентку не ознакомили, а сами приказы выписали с нарушением процедуры. Не хватало нескольких актов, которые бы фиксировали нарушение, не было объяснительных сотрудницы и свидетельств, что она отказалась их дать. Сами основания для дисциплинарного взыскания, как выяснилось в суде, шли в разрез с реальными обстоятельствами.

Конечно, оппонент представлял множество «доказательств», которые подтверждали законность увольнений, например, запись с камер наблюдения, данные с электронного турникета о том, что клиентка не находилась на рабочем месте достаточное количество времени. На этом основании они выпустили приказ об отсутствии Елены на рабочем месте.

Часть приказов была о том, что наша клиентка уходила с работы раньше времени или отлучалась в течение рабочего дня. Здесь работодатель тоже ссылался на данные турникетов. Но в здании было установлено несколько турникетов и проход через один из них не всегда означал, что сотрудник выходил из здания и уходил с работы. В то же время не было никаких регламентов работы данного турникета. Поэтому эту информацию суд не принял в качестве достаточного доказательства.

В то же время у нас были видеозаписи, которые подтверждали слова клиентки. На них было видно, как ее не выпускали из кабинета и заставляли дослушать приказ о дисциплинарном взыскании, как она пытается пройти в здание, но ее ключ заблокирован. При этом она все равно прошла с коллегами и была на рабочем месте. Была и видеозапись ссоры, после которой истец обратилась в полицию, где видно, что с ней грубо разговаривают и применяют грубую силу, чтобы остановить ее, когда та хотела выйти из кабинета.

Материал по теме: «Люди перестали бояться судов»: борьба работника завода за трудовые права

Нам удалось выиграть дело в первой инстанции. Суд признал бóльшую часть приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности незаконными. Добились восстановления клиентки на работе в прежней должности и взыскали зарплату за вынужденный прогул в размере 1 262 114 рублей.

После этого было две апелляции и две кассации, но в итоге решение суда первой инстанции осталось в силе. Клиентку восстановили на работе и взыскали с работодателя компенсацию в полном объеме.

После восстановления клиентка уже сама подала заявление об уходе. Но при окончательном расчете работодатель не выплатил ей компенсацию за неиспользованный отпуск. Пришлось снова подавать иск, и мы его тоже выиграли.

Работа на новом месте началась для Лены (имя героини мы изменили) очень успешно, а закончилась — унижениями, угрозами и позорным увольнением.-4