Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Ямало-Хантыйский автономный округ. Северные ханты - кто они?

Хоть Салехард и столица Ямало-Ненецкого автономного округа, стоит он на земле хантов. В ЯНАО живёт треть этого крупного среди малых (31 тыс. человек - после ненцев и эвенков) народа, но доля хантов тут даже выше, чем в Ханты-Мансийском автономном округе (1,9% против 1,2% по региону).

Более того, в Югре ни в одном районе ханты не составляют даже 10% жителей, а на Ямале их 45% в Шурышкарском районе выше по Оби и 20% в Приуральском. Именно с хантами, как мы убедились в поездке Медиаразведки
Туту.ру. при поддержке туристического портала VisitYamal, и связана в первую очередь местная этника. Однако северные ханты - очень обособленный народ...

...Издавна ханты делили себя на две фратрии - древа полумифических исходных родов Пор и Мось. Близ устья Оби считалось, что первые попали сюда по течению, а вторые - из-за гор.

"С заката пришедшими" были коми-зыряне, в 14 века не принявшие победы Стефана Пермского над верховным жрецом Памой в Усть-Выми, и бежавшие за Урал со своими идолами. Следом с гор спустились сосьвинские манси, а уже под Россией - коми-ижемцы, построившие тогда собственную "империю второго порядка" от Иртыша до Колы.

"Люди плотов" же, по легенде, спаслись тут от инфернального потопа, давным-давно накрывшего Югру: якобы, когда-то на Сосьве росла Вселенская берёза о Семи верхах, но однажды она рухнула, и из её корней стала хлестать вода. За семь дней она залила всю хантыйскую землю, и люди, падая в ту воду, сваривались заживо, а вылезали из неё чудовищные ящеры и змеи, пожиравшие тех, кто пытался уплыть. Спаслись лишь те, кто сделали себе транспорт особой конструкции: например, плоты из семи слоёв лиственницы или лодки, обшитые кожей налима.

-2

Само описание катастрофы наводит на мысль, будто паводок размыл нефтеносные пласты, да такие богатые, что нефть на воде горела, но более вероятно, что просто случайно унесённые паводком люди, прибившись к чужому берегу, рассказывали ужасы, чтобы их не гнали восвояси.

Гнать же было кому: у северных хантов есть и третья группа родов "не Пор и не Мось", в которых исследователи подозревают ассимилированных ненцев или даже сихиртя. Тут стоит сказать, что любые народы Крайнего Севера - по умолчанию изгои: откуда пришли сихиртя (вероятно, родня саамов), теперь не знает толком никто, а вот самодийцев порядка 1500 лет назад тюрки вытеснили с Алтая и Саяна.

Оттуда они принесли горно-таёжное оленеводство да расселились в привычных ландшафтах между Камнем и Обью. В 9-10 веках, однако, тюрки выжили с Южного Урала ещё и угров, как бы разрезав их кочевья пополам. Те, кто оказались западнее - ушли с Камы аж на Дунай, и теперь это венгры.

Другие же пробирались вдоль Урала на север, в итоге разделившись на горцев манси и равнинных жителей хантов. Они вытеснили самодийцев ещё дальше в тундру, причём хантыйские предания повествуют о долгой войне племён. Реликт тех событий - оставшиеся в тылу экспансии лесные ненцы, которые живут гораздо выше по Оби (и другая группа - на реке Пур восточнее).

лесные ненцы на Дне Оленевода в Надыме
лесные ненцы на Дне Оленевода в Надыме

В тундре, однако, самоеды обратили беду во благо, на просторе разведя гигантские оленьи стада и сконструировав лёгкие быстрые нарты, на которых вернулись за реваншем. К Новому времени два народа нашли баланс: оленеводы Ямала унифицировались по ненецкому образцу, а промысловики - по хантыйскому.

стойбище оленеводов-хантов на Полярном Урале
стойбище оленеводов-хантов на Полярном Урале

Только ненцы признавали лишь кровное родство, а вот у хантов оно было двух видов - рат (по крови) и сир (по вере, делу, ясаку), что и позволило им сплотить воедино жителей разных племён.

В музее Салехарда (а с 2015, когда сняты эти кадры, зал был изрядно обновлён) в одних витринах собраны вещи обоих народов:

Однако летний чум, в отличие от крытого шкурами зимнего, выглядит явно хантыйским:

-6

Дело даже не в том, что рядом с ним вместо нарт калданка (хантыйская лодка из 3 досок), а в материале: если ныне летние чумы кроют брезентом, то исторически мя и хот (названия чума у двух народов) отличались материалом.

Ненцы в голой тундре пользовались старыми худыми шкурами, а ханты в своих лесах выделывали герметичную обшивку из бересты. Слишком сложную в изготовлении, и потому ныне попадающуюся только в музеях:

-7

Что же до интерьера, то он был актуален ещё годах в 1980-х, когда в летних чумах буржуйка не заменила очаг, а вещи хранились в сундуках, сменивших много поколений хозяев. Зато почти такой же костюм мне предстояло увидеть на реальных чумработницах в тундре Полярного Урала:

Обратите внимание, что нигде в сегодняшнем рассказе не увидеть, пожалуй, известнейший символ хантыйского зодчества, верную примету югорских скансенов - четвероногие лабазы.

-9

Подобно ненцам, всё, что не помещалось в чум, северные ханты хранили в нартах. В том числе - святыни: у народов Югории не было как такового культового зодчества, а место храма занимали священный амбар или священные нарты.

Вот слева фигурки и одежды духов-покровителей и ушедших предков (вроде бы ненецкие), а рядом с ними жертвенные шкатулки и фигурка оленя. Ханты редко приносили кровавые жертвы, а в основном, чтобы уважить бесчисленных богов начиная от громовержца Торума и праматери Калтащ и заканчивая бесчисленными сущностями вроде духа, подводящего зверя под выстрел или духа, кладущего хрусткую ветку под ногу охотника, человек должен был сам изготовить какую-то вещь им в подарок да оставить на святилище.

Правее - маски Медвежьего праздника, на котором ханты ублажали дух убитого Хозяина Тайги да покрывала с изображением Небесного всадника Мир-Сусне-хумо, более известного как За Миром Смотрящий.

-10

Слева - бубны, колотушки, остов шапки, принадлежавшие ертаку, как у хантов называли шаманов. Но такого мощного шаманства, как в Восточной Сибири, тут не знали: ертаку не был единственным посланников в иные миры, а лишь руководил обрядами, да и общаться с богами также могли лекари, знахари или сказители.

Так что на соседней с бубнами витрине - тумран (варган), нын-юх ("хантыйский кобыз") и в двух вариантах огромный нарс-юх ("хантыйская лира").

-11

Всадники да кобызы... В культуре хантов многое напоминает, что их предки пришли из Великой Степи, а покровителем было Сибирское ханство. На Оби его продолжала целая россыпь оформившихся в те же 14-15 веках княжеств в бескрайних болотах с населением от нескольких сот до нескольких тысяч жителей.

Большую их часть (Пелымское, Сосьвинское, Ляпинское в предгорьях Урала, Кондинское, Белогорское и Бардаково на болотах Оби) возглавляли манси, покорившие многочисленных, но не столь воинственных хантов. Собственно хантыйскими оставались Кодское, Казымское и Обдорское княжества, из которых последнее было самым дальним и непокорным.

Обдорцы дружили лишь с сибирским ханом, враждуя со всеми соседями, будь то кочевники-ненцы, соперники-манси или русские от ушкуйников до миссионеров. Главной святыней Обдоры был Ангальский мыс (на фото за ближними кранами) в устье Полуя, на котором, по преданию, жил дух, ведавший ходом рыбы в реках, то есть - "хлебом" народов Югры. Там-то, на этом мысу, лишь в 1585 году русские казаки изловили князька, имя которого история не сохранила.

-12

Он был привезён в Москву, представлен царю, крещён как Василий и с жалованной грамотой отправлен домой, где в 1605-07 годах поднял один за другим несколько мятежей, итогом которых стала казнь в уездном Берёзове. Потомки Василия, - сын Мамрук, внуки Молик и Ермак, - хоть и числились русскими подданными, но оставались язычниками и при всякой возможности продолжали сопротивление.

Сказывалось и то, что жили они натурально в чистом поле, а потому объектами их нападений были не остроги, а ясачные заставы и караваны на Мангазею. В 1662 году Ермак и вовсе собрал союз югорских князей, которые бы выступили единым фронтом, а он тем временем прибудет в Берёзов и ударит по русской крепости изнутри.

Заговор был раскрыт, и вместо трона князей встретила виселица, однако следующему князю Гынде Моликовичу было дозволено в 1679 году обращаться по спорным вопросом напрямую в Москву, а не к продажным воеводам. Его сын Тайша в 1714 году крестился как Алексей, положив начало династии Тайшиных.

-13

В тундре, правда, ещё десятилетия шла религиозная война - язычники расправлялись не столько даже с миссионерами, сколько с крещёными соплеменниками. Пока всех не уравнял Обдорск и возникшая там в 1825 году ярмарка, в 12 километрах от которого на Княжьих Песках (Канось-Пухор) образовалось самое странное в России дворянское гнездо - теперь это небольшое (120 жителей) село Горнокнязевск.

У въезда в Горнокнязевск всё так же высится памятник Ивану Тайшину (2003; кадр выше) - последнему князю обдорского рода, умершему в 1886 году. Не бездетным: дворянство Тайшиных не считалось наследственным, в каждом новом поколении выдавалось вновь, и вот кто-то счёл это анахронизмом. Чем, кажется, спас Тайшиных от сталинских репрессий - экс-князья живут в посёлке и ныне.

-14

Там, где улица спускается к Оби - собственно дворянское гнездо, пара архаичных, похожих на амбары домов Тайшиных. Построенные в 1820-30-е годы, это с большим отрывом старейшие здания ЯНАО, и жили в них настоящие князья, а ближайшими участками владеют их потомки.