Молодой человек Франсуа, прилетает домой, во Францию из Соединённых Штатов. Его встречает "не очень любимый" отец, любимые мачеха, тётушка и, главное (ая), Мишель, сводная сестра и одновременно кузина. Семья объединяется как и четыре года назад в понимании друг друга с полуслова, за исключением отца Франсуа, который вечно недоволен и желчегонен. К тому же, в день прилёта, семья обнаруживает распространённую по всему городу листовку, с мерзким содержанием, которая направлена на очернение кандидата в мэры, коей является мать семейства Анн.
Продолжая знакомство с работами Клода Шаброля, решил скакануть на сорок лет вперёд относительно Дороги в Каринф. Выбор не очевидный, но заинтересовал немного запутанный сюжет, в котором раскрываются тайны двух семей, состоятельных естественно, которые время от времени роднятся из-за чьей либо гибели. Что намекает на обязательность присутствия составляющих жанра триллер.
Так и есть, Цветок зла это драматический триллер с французским уклоном, то есть и то, и другое, мягче и плавнее. Камера не дёргается на плече паралитика, а плывет на операторском кране. Монтаж не обрывистый с звенящей музыкой, а не заметный как и саундтрек. Тут даже труп убитого перетаскивают под нервный смех.
Все выполнено изысканно и без каких либо претензий на шокирование. Ссоры ограничиваются типичными французскими ужимками. Предвыборное хождение по квартирам в бедных кварталах обходится без ненависти к претендентке, а даже наоборот, мамаша с дюжиной детей и недвижимым тестем приглашает войти. Все приветливы и в этом нет лицемерия.
Лишь один отец Франсуа, Жерар, почти всем членам семьи, кроме жены, кажется лукавым подлецом. Об этом зрителю навязчиво говорят с экрана до финала, хотя на вид он порядочный винодел и любящий муж и отец. Только отвратительный поступок в финале доказывает справедливость их подозрений.
Сложно передать это ощущение, что с человеком как-то не комфортно. Для этого надо сгустить краски, мимику и темперамент. Но Шаброль деликатно обходится с нервной системой смотрящих его картину. Он намёками и подозрениями героев, их чувствами, а главное одним только рассказом Франсуа, определяет диагноз.
Даже в жизни, когда чувствуешь, свой человек или нет, этому мало объяснений. Порой надо кардинально перевернуть ситуацию, поставить вопрос ребром, пойти на конфликт, чтобы визави подтвердил такое подозрение. Часто это срабатывает, с опытными манипуляторами приходится повозиться дольше.
Так вот в фильме актёры демонстрируют это ровно так, как могло быть в жизни, со скидкой на киноязык и естественные для данного вида искусства допущения. Молодой Бенуа Мажимель, красиво стареющая Натали Бэй, ветеран экрана Сюзанн Флон и немногие другие, все создают необходимое ощущение подлого поступка внутри, а не вне, клана.
Картина камерная, немногие актёры, красивые, но лаконичные пейзажи и интерьеры. Тут даже нет необходимых флэшбэков для пущей наглядности. Все это характерно для французского кино новой волны, к которой Шаброль имеет непосредственное отношение.
В заключении, при слиянии всех персонажей в одно ликование, заглушающее трагедию, как будто намекают, что политика строится на костях не угодных в данный момент времени. А может это единение показывает, что не смотря ни на что, объединившись, добро побеждает. Каждый в данном случае решает индивидуально, но задуматься есть над чем, ведь эти парадоксальные мысли и складываются в архипелаг бытия.
Бокал белого и устриц с лимоном.наверное тут не порекомендуешь. Но на сухую тоже хорошо будет смотреть. Хоть это и драматический триллер, сон будет крепким.
P. S.: Сравнительные рассказы Франсуа о жизни, быте и традициях штатов и Франции, почему-то напомнили диалог из Криминального чтива между Винсентом Вегой и Джулсом Уинфилдом о жизни в Европе.