Найти тему
Кин-дзен-дзен

Цветок зла (2003 г.)

Кадр из фильма "Цветок зла".
Кадр из фильма "Цветок зла".

Молодой человек Франсуа, прилетает домой, во Францию из Соединённых Штатов. Его встречает "не очень любимый" отец, любимые мачеха, тётушка и, главное (ая), Мишель, сводная сестра и одновременно кузина. Семья объединяется как и четыре года назад в понимании друг друга с полуслова, за исключением отца Франсуа, который вечно недоволен и желчегонен. К тому же, в день прилёта, семья обнаруживает распространённую по всему городу листовку, с мерзким содержанием, которая направлена на очернение кандидата в мэры, коей является мать семейства Анн.

Продолжая знакомство с работами Клода Шаброля, решил скакануть на сорок лет вперёд относительно Дороги в Каринф. Выбор не очевидный, но заинтересовал немного запутанный сюжет, в котором раскрываются тайны двух семей, состоятельных естественно, которые время от времени роднятся из-за чьей либо гибели. Что намекает на обязательность присутствия составляющих жанра триллер. 

Так и есть, Цветок зла это драматический триллер с французским уклоном, то есть и то, и другое, мягче и плавнее. Камера не дёргается на плече паралитика, а плывет на операторском кране. Монтаж не обрывистый с звенящей музыкой, а не заметный как и саундтрек. Тут даже труп убитого перетаскивают под нервный смех. 

Все выполнено изысканно и без каких либо претензий на шокирование. Ссоры ограничиваются типичными французскими ужимками. Предвыборное хождение по квартирам в бедных кварталах обходится без ненависти к претендентке, а даже наоборот, мамаша с дюжиной детей и недвижимым тестем приглашает войти. Все приветливы и в этом нет лицемерия.

Кадр из фильма "Цветок зла".
Кадр из фильма "Цветок зла".

Лишь один отец Франсуа, Жерар, почти всем членам семьи, кроме жены, кажется лукавым подлецом. Об этом зрителю навязчиво говорят с экрана до финала, хотя на вид он порядочный винодел и любящий муж и отец. Только отвратительный поступок в финале доказывает справедливость их подозрений. 

Сложно передать это ощущение, что с человеком как-то не комфортно. Для этого надо сгустить краски, мимику и темперамент. Но Шаброль деликатно обходится с нервной системой смотрящих его картину. Он намёками и подозрениями героев, их чувствами, а главное одним только рассказом Франсуа, определяет диагноз. 

Даже в жизни, когда чувствуешь, свой человек или нет, этому мало объяснений. Порой надо кардинально перевернуть ситуацию, поставить вопрос ребром, пойти на конфликт, чтобы визави подтвердил такое подозрение. Часто это срабатывает, с опытными манипуляторами приходится повозиться дольше.

Так вот в фильме актёры демонстрируют это ровно так, как могло быть в жизни, со скидкой на киноязык и естественные для данного вида искусства допущения. Молодой Бенуа Мажимель, красиво стареющая Натали Бэй, ветеран экрана Сюзанн Флон и немногие другие, все создают необходимое ощущение подлого поступка внутри, а не вне, клана.

Кадр из фильма "Цветок зла".
Кадр из фильма "Цветок зла".

Картина камерная, немногие актёры, красивые, но лаконичные пейзажи и интерьеры. Тут даже нет необходимых флэшбэков для пущей наглядности. Все это характерно для французского кино новой волны, к которой Шаброль имеет непосредственное отношение.

В заключении, при слиянии всех персонажей в одно ликование, заглушающее трагедию, как будто намекают, что политика строится на костях не угодных в данный момент времени. А может это единение показывает, что не смотря ни на что, объединившись, добро побеждает. Каждый в данном случае решает индивидуально, но задуматься есть над чем, ведь эти парадоксальные мысли и складываются в архипелаг бытия.

Бокал белого и устриц с лимоном.наверное тут не порекомендуешь. Но на сухую тоже хорошо будет смотреть. Хоть это и драматический триллер, сон будет крепким.

P. S.: Сравнительные рассказы Франсуа о жизни, быте и традициях штатов и Франции, почему-то напомнили диалог из Криминального чтива между Винсентом Вегой и Джулсом Уинфилдом о жизни в Европе.