С одной стороны – фильм снят шикарно, с голливудским размахом… С другой – нелепый сюжет, самобичевание, попытка представить Россию, как страну разнузданных варваров, которые способны только пить и буянить.
Вообще, 90-е годы XX века в России – это годы посыпания головы пеплом и попытки выставить пьянство – национальным символом.
Но тут Михалков превзошел все «особенности национальной…..». В 90-е было принято показывать русских, как многопьющую и не пьянеющую нацию. Герои «рыбалки, охоты, и т.п.» пили много, но держались на ногах, в запой не уходили, и соображали даже в пьяном виде.
Михалков показывает русских людей, не выходящих из запоя месяцами, не вяжущих лыка, теряющих самоконтроль и начинающих буйствовать уже после первого стакана – это уже явный перебор.
Сюжет нелеп до безобразия – безумный изобретатель Дуглас МакКрекен приезжает в Россию, чтобы внедрить свое изобретение – «Сибирский цирюльник». Машину для расчистки леса. С собой берет авантюристку Джейн Кэлэген, которая должна охмурить генерала и помочь с продвижением изобретения.
Генерал Радлов пьет без просыха, теряет рассудок уже после первого стакана, жрет стеклянные стаканы и бегает по ярмарочному городку за карликом, в костюме Наполеона…
Джейн ведет себя, как дешёвая кокетка, нарушает и этикет и субординацию, курит в присутствии мужчин и генерала. И при этом, вместо того, чтобы указать, где её место и генерал Радлов и юнкер Андрей Толстой в нее без ума влюбляются ионии готовы сделать ей предложение о вступлении в законный брак.
Ну ладно, юнкер… молодые девственники часто мечтают об многоопытных матронах, правда, это, обычно, ненадолго.
Но генерал! Вокруг холостых генералов всегда вьются немало претенденток, которые грязное белье любой конкурентки вытащат на свет божий. Поверить в то, что генерал мог потерять голову от чар девицы, ведущей себя, как уличная девка в дешевом трактире? Не верю…
Машина для расчистки леса в Сибирь? Зачем она там нужна? Сибирь в 1885 году была связана с Центральной Россией тонкой ниточкой железной дороги, в основном освоена была южная – лесостепная часть Сибири. Основным поставщиком леса было прикамье Пермского края – Прикамье. Лес заготавливали и перевозили по многочисленным притокам Камы, потом по Волге… Там эта машина еще могла принести пользу. А зачем она в Сибири?
Нет, я понимаю, что Михалков и исторический фильм – вещи не совместимые. Эшелон его мыслей дурных всегда увозит его в сторону от логики и исторической действительности – художник, понимаешь, он так чувствует… имеет право.
Правда ярмарочный городок сделан прямо по гравюре из «Всемирной иллюстрации» - не придерешься. Но в остальном…
Юнкера… Михалкову взбрело в голову отправить актеров на 3,5 месяца на казарменное содержание. На это ума и денег хватило. А вот нанять парочку человек, служивших в армии сержантами или прапорщиками – ума не хватило. В результате юнкера напоминают ватагу шкодливых подростков, не имеющих ни малейшего представления ни о строевой подготовке, ни о субординации, ни о дисциплине. Не говоря уже о постоянных нарушениях формы одежды – а в XIX века в РИ с этим было очень строго.
Ну, и, конечно, Михалкову захотелось испортить свой фильм собственной игрой. Нет, я ничего не имею против Михалкова в его амплуа – наглых, подлых, обаятельных мерзавцев. Их он играет самозабвенно, как будто самого себя. Но Михайлов в роли Императора Александра III? Нет, я понимаю, что Александр III отличался простотой нравов и нелюбовью к этикету. Но не до такой же степени! Низводить Императора Российской Империи до уровня хамоватого проводника совкового поезда?
Кончается история треугольник Джейн-Радлов-Толстой трагически – потерявшим мозги и невинность Толстой бросается с оружием на генерала и оказывается в Сибири, как раз в том месте, где испытывается «Сибирский Цирюльник».
Точнее это не конец.
Конец – в США, где с флагом, с неправильным количеством звезд, в непойми какой форме, с противогазом, появившемся пару десятилетий позже, сын Андеря и Джей, который умудряется сойтись в непримиримом конфликте с сержантом.
Хэппиэнд?
Нет, продолжение лубка и клюквы.
Красивый, но лубок, сочная, но развесистая, как дерево, клюква.
PS. Обзор еще одного фильма Михалкова: