Найти тему

Как и для чего задавать "правильные вопросы"детям

Вчера, проходя мимо детской площадки, обратила внимание на двух мальчишек. Старшему около шести, младшему - года четыре.

Старший, вооружившись увеличительным стеклом, используя солнечный луч, тщательно пытался поджечь палочку от мороженого эскимо.

Первое желание, на автомате: сказать, что-то вроде:
- А ну-ка, прекратите сейчас же! А если дом спалите?

Всплыло откуда-то из детства...

Помню свою реакцию на подобные замечания взрослых: мы переглядывались, шептались и убегали заниматься тем же самым в другое место.

Туда, где точно никто не увидит.

Помогали ли мне подобные замечания взрослых осознать что-то, чему-то научиться?
Скорее нет. Максимум - вызывали страх и недоверие.

Но и пройти мимо я не могу же. Тогда спрашиваю у старшего:
- А если вот это всё загорится, что делать будешь?

Парень быстро поднимает на меня взгляд, потом не менее торопливо
начинает засыпать песком палочку от эскимо, которая, по условиям нашей учебной тревоги, загорелась.
Вновь поднимает взгляд, ожидая моей реакции.


- Молодец, знаешь, что делать, но всё равно, будь осторожен. Если понимаешь, что не справляешься, зови на помощь взрослых, ладно?

Мальчишка согласно кивает, а я иду дальше в раздумьях.
Наверное
не тому нас учили в школе. Мы не умеем задавать правильные вопросы, не умеем поставить себя на место другого, прежде чем высказываем "как надо"...

Правильные вопросы - это те, которые заставляют ребёнка думать.

Но чаще всего, взрослым "некогда" задавать вопросы, а потому они дают уже готовые ответы, которые ребёнком не усваиваются.

Чужая картина мира совершенно не интересует людей в целом, и детей, в том числе.

Соседка может с упоением рассказывать о новом методе засолки огурцов. И он действительно будет революционным и необычным.

Но нас это будет волновать лишь в момент, когда мы сами займёмся заготовками на зиму или хотя бы просто коснёмся этой темы лично.

Почему же мы тогда решили, что на ребёнка подействуют наши нотации и нравоучения, о том, как надо?

Наши правила, чтобы быть усвоенными, должны стать частью детского интереса, его личного увлечения. Осталось только начать.

Я, как семейный психолог, сама уже много лет задаюсь вопросом: что именно я могу сделать для этого мира, чтобы воспитание детей было занятием простым и увлекательным?

Ответ нашла в трансформационной игре "Можно!".

Здесь сам взрослый, без скучных лекций и сложных схем попадает в игру, где становится отчасти таким же ребёнком. Через игру учится стратегиям взаимодействия с миром.

Подробнее ознакомиться с условиями и записаться на игру можно здесь.

Пишите в комментариях, подписывайтесь, ставьте лайки.