или
Почему врачу необходима личная терапия
Каждый из нас желает жить в здоровом и высоконравственном обществе. Мы все хотим получать качественные медицинские и другие услуги. Качество нашей с вами жизни, прежде всего, начинается со здоровья – физического, психологического, эмоционального. Приглашаю к рассмотрению важнейших факторов, ежедневно влияющих на наш уровень жизни.
Профессия накладывает свой отпечаток на личность. Это известный факт. О профессиональной деформации слышали многие. И если те изменения, которые личность претерпевает в процессе профессионализации, присущие нахождению в данной среде, касаются только самой личности, то в этом случае можно было бы поставить точку, т.к. искажения восприятия коснутся лишь эту самую личность. Но существует ряд профессий, в которых объектом деятельности является другой человек. Это и педагогическая, и психологическая профессиональная среда, а также медицина. О первых двух видах профессиональной деятельности мы поговорим позже. Прежде всего, коснемся деятельности врача – человека, непосредственно отвечающего за жизнь и здоровье своего пациента, т.е. объекта своей работы. Можно, конечно, спорить, что объектом деятельности врача является здоровье, а не сам пациент. Но это было бы не корректно, т.к. человек – это целостная система, и его здоровье состоит как раз в неразрывности объема его составляющих. Это единая психо-физиологическая энергетическая система.
Было бы неплохо, если бы каждый врач об этом помнил и знал. Упор медицинского взгляда на физиологию не отменяет других составляющих системы “Человек”.
В этой связи мы начинаем разговор о личной психотерапевтической работе врача над собой при помощи специалиста-психолога/психотерапевта и без таковой.
Рассмотрим, что же такое профессиональная деформация, личная терапия и явление ятрогении – ключевые понятия данной работы.
Профессиональная деформация (от лат. deformatio — искажение) — вид когнитивного искажения, которое возникает под влиянием профессиональной деятельности. Другими словами, индивид воспринимает окружающий мир искаженно. Поступающую информацию он оценивает исключительно через призму профессиональных обязанностей. Восприятие реальности находится в кругу узко профессиональных интересов. Проявляется такое отношение к реальности в его повседневных привычках, поведении, во взаимодействии с окружающими и реакциях на происходящее. Чем дольше специалист находится в профессии, тем глубже он погружается в ее мир, тем сильнее вытесняются из его мира объекты других сфер. Это не так страшно звучит, когда профессия, увлекающая человека в свои глубины, касается только его самого. В таком случае вопрос его профессиональной деформации – личное дело данного индивида.
В случае же с профессиями, связанными с другими людьми – это тема более широкая и касается всего общества. Особенно остро стоит вопрос о трудовой деятельности врача, т.к. здесь затрагиваются наиболее ценные для любого представителя этого общества аспекты – жизнь и здоровье!
К каким последствиям для пациента приводит сужение мировоззрения (проф. деформация) врача?
Самое важное – это упущение влияния психологической составляющей исцеления. Часто врач не придает значения словам пациента, его личному взгляду на болезнь и сопутствующее ее состояние, игнорируется позиция больного. А между тем, это его внутренняя картина болезни, которая должна быть учтена, проанализирована и принята во внимание. Врачу необходимо понимать, что у пациента для выздоровления должна быть вера в себя и во врача, в искреннее желание врача помочь. Участились случаи, когда работники медицинской специальности изучают психологию с точки зрения меркантильной пользы. Они обучаются манипулированию речью с целью подведения пациента к оплате ненужных в данном конкретном случае медицинских услуг, проведению лишних исследований, покупке дополнительных позиций перечня медицинских изделий. Кроме того, опираясь на свои медицинские познания, недобросовестные врачеватели, легко вводят в заблуждение людей, далеких от врачебной тематики, обвиняя самих пациентов в неправильном выполнении предписаний врача, не корректно объясняют причины возникновения симптоматики, ставя тем самым под сомнение адекватность пациента. Это чистой воды манипуляция с целью извлечения односторонней выгоды.
Безусловно, существуют честные и настоящие врачи-целители. Нельзя их не упомнить в данной статье и не поставить их в качестве уже, к сожалению, нечастого в наше коммерческое время, ориентира. Эти немногие еще несут в общество грамотное использование психологических знаний. Например, такие методы как психологическая интервенция, нарративная терапия. Когда манипуляция речью осуществляется с пользой для пациента (пациенту внушают позитивный настрой на выздоровление, скрывают истинный диагноз, чтобы исключить попытки суицида и т.п.), укрепляют предпочитаемые жизненные истории и противостоят проблемным нарративам.
Другой немаловажный фактор в общении врача с пациентом – личностные реакции на проблематику лечения и на самого пациента. Такие эмоциональные отклики вообще должны отсутствовать в контакте врача с пациентом. И не надо говорить, что врач тоже человек и может допускать ошибки. Не может! Это та, чуть ли не единственная профессия, где ошибки специалиста данной области, влекут за собой причинение вреда здоровью, ухудшение качества жизни пациента, физические и психологические травмы и т.д. Этот перечень вреда можно продолжать и дальше. Но мы остановимся на психологических аспектах последствий общения, не проведшего работу над собой врача с пациентом.
Личностные реакции могут выражаться в несдержанности в словах и выражениях врача. А, между тем, слово – это один из инструментов лечения. И, если правильно использованное слово влечет за собой психологическую помощь и поддержку пациенту, то бездумно и не осознанно применяемые в порыве эмоциональных реакций на процесс лечения или на личность пациента слова, могут привести к проявлению эффекта ятрогении.
Ятрогения (буквально «болезни, порожденные врачом», от греч. Iatros - врач + genes - порождающий) – это неблагоприятное изменение состояния больного, обусловленное неосознанными действиями врача. Ятрогения психологического характера у пациента может проявляться в виде полного отказа от лечения у данного врача или данными методами. В некоторых случаях пациент, наоборот, начинает усиленно лечиться, ходит постоянно от одного доктора к другому, что наводит на подозрение в умышленности воздействия врача на пациента с целью привязать человека к процессу постоянного лечения с последующим извлечением материальной выгоды.
Кроме того, слова врача, касающиеся постановки диагноза, объяснения симптомов заболевания и их возможного устранения, должны быть крайне выверенными и осторожными. Именно то, что говорится о болезни, о ее характере, об ощущениях больного его симптомов навсегда может закрепить в человеке определенное восприятие болезни в силу внушаемости в период ослабленного состояния и сниженной сопротивляемости внушению как из-за болезни, так и по причине отсутствия узко медицинских познаний. Есть еще один серьезный фактор внушаемости пациента – всеобщее доверие медицине и врачам. Сыграть на этом доверии – это верх цинизма и отсутствия хоть каких-то нравственных ценностей. Вследствие этого передаваемого из поколения в поколение доверия пациент подвержен огромному влиянию личности врача на себя и свое отношение к болезни.
Доверие людей – это серьезная ответственность врачей перед обществом. Это их нравственный долг перед каждым человеком, ставшим пациентом для него. Как оправдать такую немалую чашу имеющегося долга перед людьми и обществом?
Одних познаний в медицине тут мало. Врач является врачом только, если НЕ НАВРЕДИТ! Почему же это не всегда так?
Ответ: врач зачастую недостаточно занимается собой, собственной личностью, своими эмоциональными реакциями, обусловленными особенностями характера, личностных черт и психологических травм. Но эти задачи можно и нужно решить. Это можно сделать при помощи личной терапии у грамотного специалиста, а также собственной работы над своими психологическими особенностями, отслеживая, выявляя их и устраняя. Без глубокого и всеобъемлющего знания психологии здесь не обойтись. Но это только на пользу себе и пациенту. А также для оздоровления общества в целом. И это оздоровление начинается с врача! И, таким образом, доверие, выданное авансом, окупается с лихвой.
Что же такое личная терапия со специалистом?
Это работа, направленная на избавление человека от различных проблем психологического спектра (эмоциональных, личностных, социальных и т. п.). Проводится, как правило, специалистом-психотерапевтом путём установления глубокого личного контакта с пациентом (беседы, обсуждения), а также с применением различных психоаналитических, когнитивных, поведенческих и других психотерапевтических методик.
Такую терапию обычно принято проводить самим психологам и психотерапевтам с целью минимизирования негативного воздействия на клиента и ненанесения вторичных психологических травм. Подобная работа также необходима современным врачам.
Кто еще нуждается в личной терапии?
Это, конечно, педагоги. Отсутствие психологической проработки сказывается на их подопечных дидактогенией. Дидактогения (рождающийся от учения, греч. didasko – учить, genesis – происхождение).) – это негативное психологическое состояние учащегося, боязнь обучения, учебного заведения, преподавателя. Проявляется в подавленном настроении, страхе перед экзаменами, ответами у доски и т.п.
Этот материал написан в надежде и с верой в оздоровление общества с опорой на ее лучших и передовых представителей профессий, каждый день имеющих дело с живым человеком. От каждого осознанного шага – слова, действия, поступка – завит наше с вами общее благополучие, удовлетворение качеством жизни, рост и развитие общественного самосознания. Эволюция не стоит на месте. Новые технологии приносят пользу только в руках ответственных и высоконравственных специалистов!
О ВКБ (внутренней картине болезни) и интересных подходах к исцелению читайте в этой статье: https://www.b17.ru/article/413320/?prt=98987
Автор: Толмачева Ольга Александровна
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru