Вы этого не помните, и может быть знаете что-то лишь понаслышке. Но то, что было в раннем детском возрасте может иметь большое влияние на вас и сейчас, сколько бы вам ни было лет!
(PS. Этой фотографии уже 15 лет:)) дети растут быстро!)
Эти вопросы помогут вам определить была ли у вас травматизация в период от 6 месяцев до 3х лет:
Ответьте на вопросы либо "да", либо "нет". После того, как Вы прочитаете вопрос, остановитесь и прислушайтесь к своим чувствам.
Не нужно вспоминать детство. Смотрите на то, что актуально сейчас!
- Мне сложно доверять как себе самому, так и другим людям.
- Я часто говорю «у меня не получится», даже еще не попробовав что-то сделать.
- Когда я достигаю успеха, то не могу этому порадоваться.
- У меня нет интереса изучать что-то новое.
- Я предпочту терпеть неудобства и подстраиваться под требования других, чем отстаивать себя и свои потребности.
- Мне сложно проявлять инициативу, я пассивный человек.
- Часто я не понимаю чего я на самом деле хочу.
- Ожидаю легкого решения проблем, склонен искать «волшебную таблетку», а потом разочаровываться.
- Мне сложно выражать свой гнев, чаще я склонен затаивать обиду в себе.
- Обычно я поступаю так, как мне сказали, или даже прошу совета, так как боюсь действовать самостоятельно.
- Когда я оказываюсь в новом, непривычном месте, я испытываю страх и нежелание познакомиться с окружающим пространством поближе.
- Я не вижу в этом мире чего-то впечатляющего и достойного моего внимания, что бы это могло меня заинтересовать по-настоящему.
- Я чувствую вину, если отказываю кому-то в его просьбе.
- Мне сложно говорить о своих потребностях даже самым близким людям.
- Я очень боюсь чужой агрессии, даже если она направлена не на меня.
- Я впадаю в ступор в неожиданных ситуациях и ожидаю, чтобы кто-то мне помог или подсказал что нужно делать.
- Мне сложно поверить в свои достижения, даже если другие меня похвалили.
- Часто я очень критичен к другим людям, но мне сложно им это сказать.
- Я постоянно волнуюсь по пустякам, делаю из «мухи слона» и беспокоюсь по поводу и без.
- Меня пугают представители власти, значимые, статусные фигуры.
- Я делаю все, что в моих силах, чтобы избежать конфликтной ситуации.
- Мне сложно сказать «нет», проще сделать то, что от меня просят, лишь бы не ссориться.
- Я не умею просить о помощи, предпочту молчать и терпеть.
- Мне не хочется путешествовать, предпочитаю «знакомую территорию».
- Проявлять эмоции, истерить или громко кричать - это верх невоспитанности.
- Этот период называется стадией «Действия и мышления» и если вы набрали менее 8 баллов, то можно предположить, что вы благополучно преодолели эту стадию, научились действовать самостоятельно и отстаивать свои потребности. Вам нравится изучать этот мир, есть собственные интересы и вы их реализуете в жизни. Можете сами обдумывать сложные ситуации и находить из них выход.
- Если вы набрали от 8 до 16 ответов «да» - скорее всего вас в детстве ограничивали в возможностях, и теперь вам сложно быть творческим и активным. Но это не так остро и критично, возможно вы уже научились проявлять себя другими способами. Или позволяете себе быть собой в проверенной, безопасной обстановке. Возможно у вас есть сложности с самостоятельным принятием решений.
- Если вы набрали от 17 до 25 положительных ответов - это признаки травматизации психики в данный период, когда ребенка очень ограничивали в спонтанности и выражении эмоций. Вероятно окружение было агрессивным или очень тревожным, что мешало проявлять себя и спокойно изучать окружающий мир. И теперь это сказывается на вашей взрослой жизни. Множество запретов и ограничений мешают быть собой и развиваться в социуме.
В этой части теста объединены две стадии: «действия» (период от 6 до 18 месяцев) и «мышления» (от 1,5 до 3х лет). Ребенок естественный и спонтанный, он все изучает, ему все интересно и порой это приводит родителей в шок. Частая их ошибка - они думают что он делает что-то назло им, так как ребенок не смотря на их запреты все равно упорно лезет, лишь бы что-то достать, сломать, но посмотреть, изучить. А родители злятся, раздражаются, или сильно тревожатся - и запрещают маленькому чуду исследовать на прочность этот мир.
Если родители гиперопекающие, то как следствие у ребенка формируется комплекс «выученной беспомощности»: «я сам не могу, я не способен, я не справлюсь». Он лишается инициативы и глушится его естественный познавательный интерес.
Формируется много тревоги относительно этого мира и своих возможностей в нем. И это закрепляется на всю жизнь. Человек становится пассивным, инертным, не заинтересованным жизнью, развитием, изучением чего-то нового.
При авторитарном подходе, когда много жестких запретов, ребенок приучается быть удобным. Из таких потом вырастают «удобные» взрослые, которыми все пользуются, а они не могут отказать другим, делают много «как надо» (или из чувства долга), часто себе во вред.
Здесь формируется очень много блоков относительно того, что я могу, на что способен, что мне можно совершать ошибки и учиться на них. При правильном прохождении стадии «действия» у человека сформируется право быть инициативным, заинтересованным, пробовать и не бояться ошибиться. Он чувствует, что он хороший, даже если сделал что-то не правильно (это не уязвляет его как личность).
Стадия «мышления» как бы дополняет все задачи предыдущей тем, что человек может опираться на собственное мнение, учится сопоставлять, находить закономерности, делать собственные выводы. Этот возраст также связан с первым циклом сепарации - отделения себя от мамы, когда ребенок начинает ощущать себя самостоятельной личностью. До этого его психика была в слиянии с материнской (или другого значимого взрослого), и ребенок не разделял себя и маму, ощущал себя «центром вселенной». А тут оказывается, что он уже не центр, но при этом его «вселенная» становится более разнообразной.
И напротив, если ребенку жестко навязывали свое мнение, не давая возможности самому подумать или сделать по-своему, он не научится мыслить критично, оценивать «все за и против», учиться на ошибках. Такой человек становится просто потребителем чужих концепций и догм, слепо, часто фанатично принимая все на веру. Без внутренней цензуры. Без внутренней опоры на себя и свое мнение.
С любовью и заботой о Вас,
Александрова Марина
8-961-994-2968 WhatsApp, Telegram
Telegram-канал: https://t.me/psiholog_amarina
Автор: Александрова Марина Владимировна
Психолог, Коуч ЭОТ Семейная-терапия
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru