Найти тему
Географ и глобус

Чуйский тракт — самая красивая дорога России

Оглавление

Автомобильные дороги тоже могут удивлять, восхищать и входить в число достопримечательностей. Наряду с Памирским трактом Таджикистана, Великой океанской дорогой Австралии и Атлантическим шоссе в Норвегии в число самых красивых трасс мира журнал National Geographic включил и единственную российскую дорогу — Чуйский тракт.

Его называют туристическими воротами Алтая. Начинаясь в промышленном Новосибирске, дорога стрелой уходит на юг, а приближаясь к горам, меняется, повторяя изгибы непокорной Катуни и ее притока Чуи. Весь Алтай раскрывается тут как на ладони: горы в ярко-зеленой щетине леса, выжженная солнцем Курайская степь, осыпи серых курумов и белоснежные, словно укрытые ватой вершины Северо-Чуйского хребта. Финиширует Чуйский тракт в небольшом селе Ташанта. Дальше Монголия с ее бесконечными пустынными равнинами и Китай, благодаря которому и возникла дорога.

Тропа шириной в три ладони

Чуйский тракт/ © vpoxod.ru
Чуйский тракт/ © vpoxod.ru

Большинство трасс не обладают историей. Вернее, она есть, но известна лишь строителям и дорожным рабочим. Другое дело дороги, которые в старину называли трактами или большаками — Московский, Галицкий, Богословский, Сибирский. И, конечно, Чуйский. Современное название в честь реки Чуя у него появилось не сразу. Первоначально дорога называлась Мунгальским трактом и была известна как северное ответвление Великого шелкового пути.

Однако не то что трактом, а и даже дорогой назвать ту тонкую ниточку, которая связывала Россию с Китаем, было нельзя. Узкая и каменистая, она петляющей змейкой огибала Алтайские горы. Не ухабы и косогоры были ее главной трудностью, а бомы. Так на Алтае называли выступы скал над ущельем, иногда шириной в три-четыре ладони. На них было невозможно разминуться, поэтому погонщик перед таким бомом останавливал свой караван и шел далеко вперед. За опасным участком он клал на тропу свою шапку. Это служило сигналом для встречного каравана, что отрезок пути занят. Такая вот предтеча современного светофора.

Катунские бомы на Чуйском тракте/ © interier-foto.ru
Катунские бомы на Чуйском тракте/ © interier-foto.ru

А уж сколько навьюченных животных срывалось в пропасть с обледенелых и скользких троп — не счесть. Иногда вместе с проводниками. Но другого пути не было, поэтому по Мунгальской дороге вереницей тянулись караваны китайский купцов. А вот русские ездить по опасному тракту боялись. Связь с китайскими и монгольскими стойбищами они держали из крайнего своего поселения — села Алтайского — при помощи проводников. Ими были теленгиты (алтайский коренной субэтнос).

Дело инженера Шишкова

Так продолжалось до середины XVIII века. Вопрос строительства полноценной дороги витал в воздухе и не раз обсуждался в высоких столичных кабинетах. На Алтай приезжали чиновники и инженеры, осматривали дорогу и даже составляли сметы. Но все они оседали в столице, так и не получив воплощения — уж слишком дорогим выходил путь в Китай.

Наконец, в 1893 году Томская губерния получила долгожданные деньги для строительства конечной дороги до границы. Но что эти жалкие 45 тысяч рублей, когда на постройку нужно было в десять раз больше. Тогда на выручку пришли заинтересованные в торговле сибирские купцы, но даже их средства не покрывали сметных расходов. В итоге решили строить на то, что есть.

Ожерелье Чуйского тракта/ © poehali.tv
Ожерелье Чуйского тракта/ © poehali.tv

К 1902 году соорудили прообраз будущего Чуйского тракта, по которому худо-бедно можно было ездить на телегах. Ушли в прошлое бомы с их крутыми обрывами и проводники с шапками вместо светофоров. Но недостаток средств сказался довольно быстро. Оборот купцов вырос кратно, дорога пользовалась успехом, только вот разрушаться она начала сразу после строительства. Через 5 лет всё вернулось в исходное состояние.

Летом 1914 года на Алтай отправилась экспедиция под руководством Вячеслава Шишкова (автора романа "Угрюм-река"). В ее задачу входила оценка состояния разрушенной дороги и составление сметы на ее восстановление. Однако Шишков, пройдя по всему тракту, отказался от ремонта. Он предложил построить новый путь — длиннее прежнего, но обходящий все три опасных участка стороной.

Метр за метром горные инженеры скрупулезно наносили на планшеты путь будущего Чуйского тракта. Работу они проделали настолько большую и поразительно точную, что этими записями до сих пор пользуются нынешние дорожники.

Красота Алтая на Чуйском тракте/ © poehali.tv
Красота Алтая на Чуйском тракте/ © poehali.tv

"... Звали Колька его Снегирёв"

Закончить проектировку помешала Первая мировая война. А воплощать на деле проект Шишкова начала уже советская власть в 1928 году. Некоторые журналисты называют Чуйский тракт дорогой на костях, так как для ее постройки привлекали не только зэков из числа раскулаченных крестьян, но и население в радиусе 30 километров. Все мужики из деревень, попавших в эту зону, должны были отработать трудовую повинность.

Тяжелое это было время. Лагеря (их называли "командировками") стояли вдоль трассы на расстоянии 20–30 км друг от друга. В них содержалось по 300–400 человек, живших в невыносимых условиях. Люди голодали, умирали десятками. Были и те, кто сбегал. По ним даже не стреляли, а лишь пускали по следу свору собак. Отобьется беглец — его счастье. Ну а нет, значит, так и останется лежать среди гор под ярким алтайским солнцем.

На строительстве Чуйского тракта/ © long.altapress.ru
На строительстве Чуйского тракта/ © long.altapress.ru

В 1935 году Чуйский тракт был сдан в эксплуатацию. История сохранила имя первого шофера, который проехал по нему на грузовике АМО-3 — Николай Михайлов. Он стал прототипом знаменитого Кольки Снегирёва, песня про которого стала неофициальным гимном всех шоферов в 30-х годах:

"Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездит по ней шоферов,
Был один там отчаянный шОфер,
Звали Колька его Снегирёв".

Песня грустная на самом деле. Безответно влюбленный в Раечку, которая гоняла грузовой "Форд" по Чуйскому тракту, Колька Снегирёв на своем АМО пустился с ней наперегонки, не совладал с управлением и упал в пропасть.

Памятник шоферу Кольке Снегиреву на Чуйском тракте/ © vtourisme.com
Памятник шоферу Кольке Снегиреву на Чуйском тракте/ © vtourisme.com

Ожерелье Алтая

Сразу после своей постройки Чуйский тракт стал важной стратегической дорогой государственного значения. В годы Великой Отечественной войны по нему шли автомобильные караваны из братской Монголии, которая помогала фронту всем, чем могла. В послевоенные годы тракт обновляли, реконструировали, а в 1961 году его началом сделали не алтайский Бийск, а Новосибирск, удлинив дорогу на 364 километра. Современная длинна Чуйского тракта составляет 942 километра и заканчивается он в небольшом селении Ташанта республики Алтай на монгольской границе.

Дорога и сегодня относится к трассам федерального значения, а это значит, что на нее выделяется достаточно денег, чтобы содержать тракт в идеальном состоянии. Прокатиться по его серпантинам, любуясь в пути крутыми изгибами молочно-белой Чуи и ярко-бирюзовой Катуни приезжают туристы со всего мира. Дорога уникальна не только сама по себе. Вдоль нее находится много достопримечательностей. Описывать их все смысла нет, ведь Алтай сам по себе одна сплошная достопримечательность. Его причудливые горы, чередующиеся с утопающими в зелени долинами и изумрудными озерами не оставят никого равнодушными. И среди этого нетронутого великолепия пестрой лентой петляет Чуйский тракт — самая красивая дорога России.

Он входит составной частью в трансазиатскую трассу AH4, которая заканчивается в пакистанском порту Карачи на берегу Индийского океана. В ее составе есть еще один рекордсмен — самая высокогорная в мире дорога 👇:

(При написании статьи использовались материалы с сайтов: long.altapress.ru; vpoxod.ru; altai.aif.ru; tourister.ru)