Суть книги Иова именно в духовной борьбе, и сатана хоть и играет по божественным правилам в ней, но настроен враждебно против человека. Поскольку книга Иова о духовной борьбе, которая в ней между строк символов и образов просматривается, это прямо связует ее с книгой Еноха и Откровения, поскольку в них также повествуется о борьбе, только не завуалированно а прямо, но ключевые образ и логика событий просматривается в этих книгах одинаковая.
Почему же книга Иова о борьбе?
В центре книги стоит вопрос причины страданий Иова,
три друга его пытаются его упрекнуть в том что он не был достаточно хорош и что причина страданий в нем самом, тем не менее в книге Иов предстает образцовым человеком, и в конечной речи относительно нападок со стороны друзей на него, он подобно на суде ловко защищается от всех направленных в его сторону упреков,
и на страницах книги, если не додумывать что-то сверх того что написано, нигде не указано что Иов страдает свои за грехи, так как упреки его друзей безосновательны, и сам Бог называет его образцовым праведником, претензия же сатаны имеет клеветнический характер, т.е. пытаясь упрекнуть Иова в чем-то, он тем не менее оказывается не прав, поскольку Иов проходит проверку, если же за ним действительно бы имелись какие-то грехи, то противник мог бы прямо указывать на них, а не окольными путями пытаться найти способ как бы обрушить на Иова невзгоды.
Так мораль книги Иова как раз и состоит в том, что духовная реальность гораздо сложнее автомата в который бросил монетку и получил конфетку, или когда сделал что-то неправильно и получил наказание, иными словами сложнее "бинарной логики", и суть и причина происходящего раскрывается в символах и образах которые едва уловимо и тонко отсылают ко всей "библейской истории" в целом, от начала (Книга Еноха) и до конца (Книга Откровения).
Книга Иова и духовной борьбе которая началась с грехопадения в эдемском саду. И пытаться свести причины происходящего к тому что за Иовом водился какой-то там грех который на страницах книги никак не фигурирует ни прямо ни по смыслу это фактически полностью перечеркивать смысл и уникальность духовной дилеммы которая в ней рассказывается, ведь книга Иова уникальна в том, что она повествует о чем-то выходящем за грань простого человеческого понимания, это не очередная прямолинейна банальная история об очередном страдающем грешнике за какую-то не очевидную провинность.
Это подтверждается также и тем, что Бог в конце книги признает, что Иов говорил о нем более верно чем его друзья которые как бы "оправдывая Бога" пытались обвинить Иова в том, что он был причиной происходящего с ним.
Единственный кто из оппонентов Иова приближается к сути, это Елиус, который как бы преготовляет место перед ответом Бога, потому что он в отличии от друзей Иова не пытается все свести к упрекам в сторону порочности Иова, но подводит к тому, что с позиции человека понять происходящее не представляется возможным. Бог просит Иова принести жертву за друзей, потому что они обвиняли Иова: "говорили не так верно как раб мой Иов", ничего не сказано чтобы Иов принес жертву за Елиуса, а это был единственный, кто не набрасывался на Иова с обвинениями, и вывел разговор в иную плоскость
Бог отвечает Иову из бури как раз после речей Елиуса и как бы продолжает в том же контексте что говорил и Елиус, подводя Иова к тому что за пределами видимого мира есть много таких величин которые человек не способен никак осознать и осмыслить, только в отличии от Елиуса который просто ссылался на величие Бога, его непознаваемость и разницу им и человеком, Бог как понимающий что к чему не просто "бравирует" величием, но отсылает к вполне и конкретным образам которые лишь на первый взгляд могут показаться случайными, чем-то вроде поэтической прихоти, на самом деле Бог буквально приподнимает перед глазами Иова завесу всего того что творится в духовном мире, так что Иов не просто "подавлен" масштабами образов которые раскрывает ему Бог, но и выражает понимание того что все происходит не просто так, а имеет некий глубинный смысл, так как о величии Бога и о разнице между собой и ним он знал с самого начала и сам неоднократно об этом говорил, если бы Бог в своем ответ просто в очередной раз напомнил Иову "Я великий а ты нет" это бы ничего не привнесло в сущность повествования, т.к. о величии Бога говорили на протяжении книги все ее участники включая самого Иова (и осознание его никак не влияло на отношение Иова). Но Бог сквозь образы и символы сказал Иову что-то такое, что приблизило его к пониманию и преисполнило решимостью.
И также в своем ответе Бог никак не указал на грехи Иова и вообще говорил не о том.
Иов.38:15. Отнял ли ты у нечестивых свет? и мышцу гордых
сокрушил-ли?
Иов.38:16. Приходилъ ли ты к источникамъ[1249] моря? по путям
бездны ходил-ли[1250]?
Иов.38:17. Отворяются ли пред тобою со страхом врата смерти, а
привратники ада, увидевши тебя, убоялись ли?
Иов.38:18. Узнал-ли ты широту поднебесной? поведай же Мне: какова
она?
Иов.38:19. В какой земле обитает свет и где место тьмы?
Иов.38:20. Введешь ли меня в пределы их? да и знаешь-ли пути к ним?
Иов.38:21. Из сего я узнал бы, что ты тогда[1251] рожденъ и число лет
твоих велико.
Из этих строк никак не следует что Иов "согрешил в прошлой жизни" как некоторые пытаются трактовать, поскольку по контексту идет перечисление того что Иов не может и не сделал, а не наоборот, иначе можно было бы сказать что Иов может и сделал и все остальное из перечисленного в том числе и "Отнял ли ты у нечестивых свет? и мышцу гордых
сокрушил-ли?" а это было бы уже не упреком, похвалой.
А почему же книга Иова может быть непонятна? ап. Павел говорил что "покрывало" с писаний снимается Христом, если смотреть под его углом, то все складывается в единую целостную картину и все части библейских текстов оказываются взаимосвязаны.