Тут в Германии вышла статистика по банкротствам. Оказалось, что страну медленно накрывает лавина банкротств. Особенно серьезно пострадала такая отрасль, как грузоперевозки. Думаем, вы понимаете почему. Санкции, безусловно работают. Может быть, в будущем случится тот момент, когда адекватные европейские власти скажут: «Хватит!», точнее «reichen» и границы снова будут открыты. Не то, чтобы это была наша заветная мечта, но вот, чтобы нас действительно порадовало, так это то, что в эту же самую минуту, как границу откроют туда сразу хлынет поток наших фур (по статистике, в России будет продано аж 120 000 грузовиков по итогам года), которые повезут в Европу всё то, что некогда производилось у них, но в результате удачного (для нас) действия санкций скукожилось до гаражной сборки.
Это вполне может быть реальностью, если в Европе все так и продолжится, а у нас смогут справиться с курсовыми качелями и наладят работу, чтобы производители могли планировать на несколько лет вперед. В Германии, по сравнению с прошлым годом, банкротств стало на 20% больше (особенно эта тенденция ускорилась в последние месяцы) и такие арбитражные дела продолжают расти. Кредиторы же требуют сумму в два раза большую, чем годом ранее. Тогда было 2,2 млрд евро, сейчас уже перевалило за 4, и это ещё не конец года.
Наверняка, местное правительство как-то старается выйти из положения, хотя пока получается не очень. Поэтому на полную включается пропаганда. Правда не особо умелая и сейчас вы поймёте почему. В запрещенной в России «Дойче велле» (сейчас тоже поймете почему запрещенная) намедни говорили о том, что их энергетический гигант «Юнипер» (в прошлом году понёс колоссальные убытки, его пришлось спасать всей страной), в этом году перестроил работу и даже получил прибыль. Прибыль это здорово, особенно, когда в тебя дополнительно влили ещё 13 миллиардов евро, а также то, что со своими клиентами, среди которых полным-полно различных госучреждений, были переподписаны все контракты по новым ценам, совсем не демократичным надо заметить. Тут уж нечему удивлять, что у немцев образуются дыры в бюджете и не остаетс денег на ремонт некогда знаменитых немецких железных дорог, ныне совсем растерявших былую славу. В общем, на «Дойче велле» очень удобно не замечают правду и констатируют только одно, зависимость по газу от России ушла. Какая цена, видимо, их не совсем волнует.
Более того, они там предложили немецким промышленникам действенный рецепт выхода из кризиса – надо штамповать процессоры. Даже мы не знаем таких ругательств, которыми работяги с химического концерна BASF поливали этих журналистов. А энергоёмкие производства? Чипы-то делают не на наковальне, а на довольно энергозатратных предприятиях. У этих чипов потом ценник будет, что даже «Юнипер» на свою прибыль их купить не сможет.
Возможно, что многие у нас сейчас ещё не дошли до такой мысли, но у России сейчас есть уникальный шанс на развитие. Нам бы финансовой стабильности побольше, предсказуемости. Просто приведем простой пример из сегодняшнего дня. Нынешние хозяева бывшего «Макдональдса» и руководство «Мираторга» договорились о расширении совместного бизнеса. Они создают огромное совместное предприятие по переработке картофеля (в основном под картофель-фри). Стыдно сказать, но когда весной прошлого года у них закончился картофель-фри из-за разрыва логистических цепочек, а всё потому, что его везли из Польши. Теперь же будет наш, отечественный. Это пример только из сегодняшнего дня, а такие примеры появляются едва ли не ежедневно. То одни, то другие осваивают новые технологии, с кем-то договариваются о производстве чего-то нового, что-то импортозамещают. Работа идёт постоянная. Мишустин постоянно в поездках по стране. Безработица такая низкая, что уже промышленность начинает жаловаться, что там не хватает кадров.
Если отвечать на вопрос в заголовке, то нам видится следующая жизнеутверждающая картина: Россия будет идти вперёд, так или иначе. Препятствия есть и будут, но преодолевали и не такое. Европа же пока сама выбрала свой путь, вектор которого - пропасть. Она ещё может с него свернуть, даже может попробовать повернуть назад, но для этого ей нужна Россия рядом.