Дуккха – первая их Четырех благородных истин. Обычно для перевода термина «дуккха» используется слово «страдание». Однако на пути практики полезнее использовать в качестве определения словосочетание «отсутствие истинного счастья». Такое толкование подтверждается тем, что Будда ссылается на Ниббану – прекращение дуккха – как на высочайшее счастье (paramam sukham).
Рассматривая дуккха исключительно как страдание, и наш путь исключительно как избавление от страдания, мы можем лишиться мотивации. Переживая благотворные состояния ума, доставляющие приятные ощущения и поднимающие настроение, трудно пробудить в себе ощущение безотлагательности. А рассматривать эти состояния как страдание – противоречиво с точки зрения здравого смысла. Гораздо легче понять, почему первые плоды практики Дхаммы могут помешать нам в осознании того, какой может быть высшая награда.
Не умаляя красоты благотворных состояний ума, мы можем признать, что радость благополучия – всего лишь тусклое отражение высшего счастья Ниббаны. Мы можем признать присущее обусловленности ограничение движения вперед. Будда однажды сказал, что это стало ключевым фактором в его достижении просветления.
Аджан Джаясаро
30.05.23