В Абхазии существует удивительный объект железнодорожного транспорта — подземная железная дорога в Новом Афоне. Все её станции построены по нормам и параметрам метрополитенов, отличаясь от них лишь уменьшенным масштабом. О нём сегодняшняя публикация.
Недра Иверской горы скрывают в себе одну из крупнейших карстовых пещер мира. О "бездонном" колодце в Абхазии знали давно, но только в 1965 году молодой житель Нового Афона Гиви Смыр рискнул спуститься в "бездну" и открыл миру истинные масштабы места.
Эпичность Новоафонской пещеры впечатлили исследователей и было решено подарить эту красоту народу.
Чтобы сделать уникальный природный объект общедоступным, признавалась необходимость сооружения искусственного тоннеля от подножия. Иначе никак.
Тогда и прозвучало, а впоследствии было принято интереснейшее предложение — построить для доставки экскурсантов миниметро!
Реализация плана заняла несколько лет. Объём финансовых вложений был значительным. Кроме подземной железной дороги производились работы и в самой пещере, они были уникальными и дорогостоящими. Всё это — на большой глубине, в стеснённых условиях, при высокой влажности. Но Грузинская ССР была богатой республикой и могла себе и не такое позволить.
4 июля 1975 года Новоафонская пещера открылась для экскурсий. Отныне — это одна из основных достопримечательностей Абхазии. Про пещеру смотрите где-нибудь в другом месте. Здесь про железную дорогу.
- Строительство было осуществлено в 1965—1975 годах тоннельным отрядом № 9 и строительно-монтажным поездом № 212 управления «Тбилтоннельстрой» .
- Ширина колеи — парадоксальные 914 мм.
- Протяжённость магистральной линии — 1,5 километра.
- Количество станций — три.
- Специально для абхазского метро был спроектирован особый подвижной состав.
Электропоезда ЭП «Турист» — советские узкоколейные контактно-аккумуляторные электропоезда постоянного тока, выпущенные в 1975 году Рижским вагоностроительным заводом в количестве двух единиц для Новоафонской пещерной железной дороги.
Питание моторного вагона электропоезда осуществляется от контактного рельса, асимметрично проложенного в колее между ходовыми рельсами. Напряжение контактного рельса — 300 В постоянного тока. Места, где контактный рельс отсутствует, поезд проезжает на аккумуляторах. Максимальная скорость электропоезда — 30 км/ч.
[Статья из Википедии: ru.wikipedia.org/wiki/ЭП_«Турист»]
Контактно-аккумуляторная система питания допускает возможность его отсутствия на станциях — в интересах безопасности пассажиров. А также оказалась актуальна в условиях перебоев с электроснабжением в современной Абхазии.
Метро без потерь пережило войну и действительно лихие (вам и не снилось) для Абхазии 90-е и после открытия границы в нулевых вновь заработало.
Спустя годы пассажиропоток превысил даже советские значения.
В 10-е встал вопрос о замене изношенного и тесного подвижного состава.
В 2014 году тот же самый Рижский завод построил третий электропоезд — Эп 563. Внешне и конструктивно он сходен со старой моделью, но технически более совершенен. Старые "Туристы" пока остались, но не используются.
Интересный факт - это последняя работа РВЗ.
Завод — единственное место, где производились электрички для всего СССР и стран восточного блока, больше не функционирует. В Европе предприятие оказалось никому не нужно, а данный зверь в Абхазии - его лебединая песнь.
Автор осмотрел объект в декабре 2022 года и делится свидетельством.
Выглядит солидно, хотя и несколько минималистично. Всё содержится в культуре и достаточно неплохом состоянии. И станции и подвижной состав. Проезд участка занимает 5 минут в одну сторону.
Оформление залов нельзя назвать шедевральными, но для Абхазии сойдёт.
Не знаю, есть ли в мире аналоги, но в большой России таковых не обнаружено.
Текст на открытке из набора «Новоафонская пещера», 1989 г., который хорошо раскрывает сущность предмета.
Если раньше спелеологи спускались под землю по каскадам отвесных колодцев глубиной в десятки метров, протискивались в узкие щели, проползали по тесным лазам, то теперь путешествие в подземный мир начинается в облицованном гранитом и мрамором сверкающем зале, похожем на игрушечную станцию метро. Здесь туристы садятся в вагон такого же игрушечного поезда «Турист», построенного рижскими мастерами, и по узкоколейной железной дороге отправляются к пещере.
Этот уникальный электропоезд «Турист» не имеет аналогов. Он был спроектирован в проектном институте угольной промышленности и изготовлен на Рижском вагоностроительном заводе.
Электрифицированная железная дорога проложена в искусственном тоннеле, который заканчивается двумя станциями: одна — для тех, кто начинает осмотр пещеры, с другой уезжают туристы, уже прошедшие по подземному маршруту.
Интересно, что строители искусственного тоннеля тоже оказались первооткрывателями. Примерно на 700-м метре забоя проходчики вдруг вышли в не предусмотренный топографическим планом огромный зал. В отличие от залов Новоафонской пещеры здесь не было красивых натечных образований, лишь глыбовые навалы да глина. На дне зала оказалось небольшое озеро, по-видимому, связанное системой подземных каналов с озерами Hовоафонской пещеры. Но выходов из этой полости в другие подземные галереи и «сухого» соединения с пещерой найти не удалось. Поэтому было принято решение замуровать пробитое отверстие, а тоннель продолжить в обход этого мрачного глиняного зала, получившего название «Сюрприз».
Взято из infoJd.ru
Кстати, тот самый Гиви Смыр, первооткрыватель, проработал директором пещеры до своей кончины в 2016 году.
Посетить её и, кроме прочего, оценить уникальный транспортный объект может каждый, оплатив экскурсию 700 рублей.
Спасибо.
Другие записи на железнодорожную тематику в подборке: