Найти тему
Другой путь

Абхазское узкоколейное метро. Есть и такое! Оно пережило войну, работает и это уникальный в мировом масштабе объект. Знаете о нём?

В Абхазии существует удивительный объект железнодорожного транспорта — подземная железная дорога в Новом Афоне. Все её станции построены по нормам и параметрам метрополитенов, отличаясь от них лишь уменьшенным масштабом. О нём сегодняшняя публикация.

Недра Иверской горы скрывают в себе одну из крупнейших карстовых пещер мира. О "бездонном" колодце в Абхазии знали давно, но только в 1965 году молодой житель Нового Афона Гиви Смыр рискнул спуститься в "бездну" и открыл миру истинные масштабы места.

Эпичность Новоафонской пещеры впечатлили исследователей и было решено подарить эту красоту народу.

Чтобы сделать уникальный природный объект общедоступным, признавалась необходимость сооружения искусственного тоннеля от подножия. Иначе никак.

Тогда и прозвучало, а впоследствии было принято интереснейшее предложение — построить для доставки экскурсантов миниметро!

-2

Реализация плана заняла несколько лет. Объём финансовых вложений был значительным. Кроме подземной железной дороги производились работы и в самой пещере, они были уникальными и дорогостоящими. Всё это — на большой глубине, в стеснённых условиях, при высокой влажности. Но Грузинская ССР была богатой республикой и могла себе и не такое позволить.

Вид из головного вагона в тоннель.
Вид из головного вагона в тоннель.

4 июля 1975 года Новоафонская пещера открылась для экскурсий. Отныне — это одна из основных достопримечательностей Абхазии. Про пещеру смотрите где-нибудь в другом месте. Здесь про железную дорогу.

  • Строительство было осуществлено в 1965—1975 годах тоннельным отрядом № 9 и строительно-монтажным поездом № 212 управления «Тбилтоннельстрой» .
  • Ширина колеи — парадоксальные 914 мм.
  • Протяжённость магистральной линии — 1,5 километра.
  • Количество станций — три.
  • Специально для абхазского метро был спроектирован особый подвижной состав.
-4
Электропоезда ЭП «Турист» — советские узкоколейные контактно-аккумуляторные электропоезда постоянного тока, выпущенные в 1975 году Рижским вагоностроительным заводом в количестве двух единиц для Новоафонской пещерной железной дороги.
Питание моторного вагона электропоезда осуществляется от контактного рельса, асимметрично проложенного в колее между ходовыми рельсами. Напряжение контактного рельса — 300 В постоянного тока. Места, где контактный рельс отсутствует, поезд проезжает на аккумуляторах. Максимальная скорость электропоезда — 30 км/ч.
[Статья из Википедии: ru.wikipedia.org/wiki/ЭП_«Турист»]

Контактно-аккумуляторная система питания допускает возможность его отсутствия на станциях — в интересах безопасности пассажиров. А также оказалась актуальна в условиях перебоев с электроснабжением в современной Абхазии.

Схема. Станция Зал Апсны (Абхазия) ранее называлась зал Тбилиси. Всё, что связано с Грузией в республики тщательно зачищается.
Схема. Станция Зал Апсны (Абхазия) ранее называлась зал Тбилиси. Всё, что связано с Грузией в республики тщательно зачищается.

Метро без потерь пережило войну и действительно лихие (вам и не снилось) для Абхазии 90-е и после открытия границы в нулевых вновь заработало.

Спустя годы пассажиропоток превысил даже советские значения.

В 10-е встал вопрос о замене изношенного и тесного подвижного состава.

В 2014 году тот же самый Рижский завод построил третий электропоезд — Эп 563. Внешне и конструктивно он сходен со старой моделью, но технически более совершенен. Старые "Туристы" пока остались, но не используются.

Интересный факт - это последняя работа РВЗ.
Завод — единственное место, где производились электрички для всего СССР и стран восточного блока, больше не функционирует. В Европе предприятие оказалось никому не нужно, а данный зверь в Абхазии - его лебединая песнь.
В кабине Эп 563. Депо.
В кабине Эп 563. Депо.

Автор осмотрел объект в декабре 2022 года и делится свидетельством.

Выглядит солидно, хотя и несколько минималистично. Всё содержится в культуре и достаточно неплохом состоянии. И станции и подвижной состав. Проезд участка занимает 5 минут в одну сторону.

Оформление залов нельзя назвать шедевральными, но для Абхазии сойдёт.

Не знаю, есть ли в мире аналоги, но в большой России таковых не обнаружено.

-7

Текст на открытке из набора «Новоафонская пещера», 1989 г., который хорошо раскрывает сущность предмета.

Если раньше спелеологи спускались под землю по каскадам отвесных колодцев глубиной в десятки метров, протискивались в узкие щели, проползали по тесным лазам, то теперь путешествие в подземный мир начинается в облицованном гранитом и мрамором сверкающем зале, похожем на игрушечную станцию метро. Здесь туристы садятся в вагон такого же игрушечного поезда «Турист», построенного рижскими мастерами, и по узкоколейной железной дороге отправляются к пещере.

Этот уникальный электропоезд «Турист» не имеет аналогов. Он был спроектирован в проектном институте угольной промышленности и изготовлен на Рижском вагоностроительном заводе.

Электрифицированная железная дорога проложена в искусственном тоннеле, который заканчивается двумя станциями: одна — для тех, кто начинает осмотр пещеры, с другой уезжают туристы, уже прошедшие по подземному маршруту.

Интересно, что строители искусственного тоннеля тоже оказались первооткрывателями. Примерно на 700-м метре забоя проходчики вдруг вышли в не предусмотренный топографическим планом огромный зал. В отличие от залов Новоафонской пещеры здесь не было красивых натечных образований, лишь глыбовые навалы да глина. На дне зала оказалось небольшое озеро, по-видимому, связанное системой подземных каналов с озерами Hовоафонской пещеры. Но выходов из этой полости в другие подземные галереи и «сухого» соединения с пещерой найти не удалось. Поэтому было принято решение замуровать пробитое отверстие, а тоннель продолжить в обход этого мрачного глиняного зала, получившего название «Сюрприз».
Взято из infoJd.ru
Не все фото автора.
Не все фото автора.

Кстати, тот самый Гиви Смыр, первооткрыватель, проработал директором пещеры до своей кончины в 2016 году.

Посетить её и, кроме прочего, оценить уникальный транспортный объект может каждый, оплатив экскурсию 700 рублей.

Спасибо.

Другие записи на железнодорожную тематику в подборке:

Железнодорожье | Другой путь | Дзен