Найти в Дзене
Психотерапевт Ольга Лукина

Кто может попасть в зависимость от виртуальной реальности?

Оглавление

Польза и вред

У любой технической новинки, в том числе и у виртуальной реальности (VR), есть две стороны. Есть новые возможности, которые дает технология, и есть риски, которые могут возникнуть при ее неправильном использовании. Такова человеческая природа: люди могут направлять мощь своего разума как на благо, так и на разрушение.

Как психотерапевт я работаю преимущественно с руководителями компаний, топ-менеджерами. Среди них есть созидающие лидеры, которые стремятся к развитию — себя, своей команды, общества в целом, но бывают и деструктивные, чья цель — стремление к безграничной власти и сверхдоходам через манипулирование людьми. Поэтому многое зависит, в чьи руки попадет та или иная разработка, с какой целью и насколько осознанно ее будут использовать люди.

VR может стать очень полезным инструментом, в том числе в медицине, психотерапии. Например, тяжелобольные люди, которые не в состоянии самостоятельно передвигаться или находятся на пороге смерти, с ее помощью могут виртуально погулять по тем местам, которые они в своей жизни любили, или «переместиться» на какое-то время в фантазийный мир и стать участниками захватывающих событий. В психотерапии технологию виртуальной реальности можно было бы использовать для проработки бессознательных детских эмоциональных травм, которые повлияли на характер человека и будущую его судьбу. Возможности VR могли бы помочь в реконструкции прошлого, усиливая эффект воспоминаний и воображения клиента. А это в свою очередь помогло бы ему быстрее освободиться от старых страхов, обид, боли. Отмечу, что безопасно такие погружения могут происходить только в сопровождении опытного психотерапевта, который модерирует этот процесс, обеспечивая заботу и защиту своему клиенту.

Подростки в зоне риска

Но технологии виртуальной реальности несут с собой и угрозы, которые я вижу уже сегодня. У многих моих клиентов есть дети в возрасте 12+. Это состоятельные семьи, но в них часто отсутствует здоровый эмоциональный контакт с детьми. Катастрофически не хватает близости: родители так заняты бизнесом и зарабатыванием денег, что им некогда, например, пойти в поход с детьми, покататься на лыжах, сходить в кино. Некогда даже заглянуть в глаза и почувствовать все ли в порядке с ребенком, поговорить по душам вечером о том, как прошел день, спросить ребенка о каких-то сложностях, с которыми он столкнулся впервые и, возможно, не знает как их разрешить. Этим подросткам не хватает родительского внимания и любви, у них с трудом формируются необходимые коммуникативные навыки, нет уверенности в себе, поэтому им трудно общаться со сверстниками. У них «трескается» доверие к жизни, они не ждут от живых окружающих людей чего-то хорошего. И они находят «выход»: VR, виртуальное общение и игры. Часто родители вначале даже рады — их ребенок чем-то занят, не достает, не находится на улице, они с готовностью покупают ему новые VR-примочки: шлемы, перчатки и тому подобное. Но позже приходит страшное осознание: самое важное время — с 12 до 17 лет, которое необходимо было подростку для самоидентификации, понимания, кто он и чего хочет от этой жизни, — прошло в виртуальной реальности. Подросток теперь полностью выключен из реального мира, он ничего не хочет, ни к чему не стремится. Ведь реальная жизнь слишком сложная и потому пугающая для этого юного человека, а в виртуальной — он герой и победитель.

Только в этот момент родители начинают бить тревогу и обращаются за помощью к психотерапевту. Вытащить такого подростка в реальный мир очень сложно — необходимо заново реконструировать эмоциональные связи в семье, это очень глубокая, системная работа. Родителям придется осознать, что они сами стали причиной зависимости своего ребенка от игр, от среды VR. А это непросто и весьма болезненно для многих сильных, привыкших быть успешными во всем людей. И особенно горько тем, кто не бросал детей ради собственного удовольствия и свободы жить так, как захочется, кто и не думал «откупаться» от них, но старался заработать и создать для своего ребенка совершенно иные возможности. Поэтому нужно очень внимательно относиться к таким внешне невинным увлечениям своих детей, как игры в виртуальной реальности. При определенных условиях, если в семье нет здорового эмоционального контакта, это может перерасти в очень серьезную проблему. По степени тяжести последствий я бы сравнила такую игровую зависимость с зависимостью от тяжелых наркотиков с той лишь разницей, что игры не оказывают прямого негативного воздействия на физическое здоровье. Но на психике они отражаются так же губительно.

Виртуальная подмена

«Жертвами» виртуальной реальности могут стать и взрослые люди, если они не смогли найти свое любимое дело и самореализоваться в нем. Возможно, в свое время они выбрали «престижную» специальность, к которой совершенно не лежит душа. Исследования показывают, что до 36-37 лет человек, даже занимаясь нелюбимой работой, может «подпитываться» идеей заработать достаточно денег, получить статус, обеспечить благополучие семье — и быть вполне эффективным, если у него высокий интеллект, хорошая обучаемость. Но рано или поздно вместо счастья, которого он робко ожидал, наваливается пустота. Если у него при этом есть деньги, то всевозможные виртуальные игрушки могут стать утешением.

Один из моих клиентов в юности мечтал стать пилотом, но родители его в этом решительно не поддержали, посчитав это слишком опасным и не престижным занятием. В нескольких поколениях были серьезные ученые в области технических наук. Он пошел по семейным стопам, закончил один из лучших инженерных ВУЗов, успешно работал в качестве ИТ-специалиста. Он быстро зарекомендовал себя как серьезный специалист, пользовался уважением и зарабатывал большие деньги. Многие компании хотели бы заполучить «его мозги». Но с каждым годом ему становилось все тяжелее концентрироваться. Новые проекты больше не вдохновляли. Все чаще он чувствовал себя подавленным, а свою жизнь бессмысленной. В какой-то момент открыл для себя виртуальные игры, которые давали ощущение полета. Придя с работы и наспех поужинав, он сразу садился за игру. Он почти перестал общаться с семьей. Жена буквально за руку привела его в мой кабинет. Это история с хорошим концом — мужчина оказался сильным человеком: он смог осознать, что ему не просто не нравится его текущая работа, он признал, что его «спасительные» VR-игрушки переросли в зависимость, которой он уничтожает свою настоящую и будущую жизнь. Пришлось разобраться с прошлым, с родительским запретом на занятие делом, для которого он родился. Это был очень сильный человек. Он нашел в себе мужество в 40 лет полностью поменять свою жизнь. Создал компанию, которая занимается аэросъемками. Его детская мечта наконец нашла выход и реализовалась в его новой деятельности — и сейчас он совершенно счастлив.

В зоне риска находятся также люди с проблемами в отношениях: одинокие, испытывающие страх перед эмоциональной близостью и/или физической близостью. Из-за травмирующего детского опыта у них не получается построить гармоничные отношения с партнерами, которые им нравятся.

Обжигаясь раза за разом, в какой-то момент они могут принять решение, что счастливые отношения у них не получатся уже никогда. VR-игрушки могут воссоздавать ощущение контакта с живым человеком, вызывать эмоции, даже имитацию фантазийного и раскрепощенного секса. Для человека, испытывающего безнадежность в такой жизненно важной потребности как близость, виртуальная реальность может стать некоторым утешением. Но с точки зрения будущего — это тупик. VR превратится для него в тот же болеутоляющий наркотик. Таким суррогатным способом человек может пытаться компенсировать дефицит в любви на протяжении всей своей жизни, так и оставаясь не реализованным в отношениях — одиноким и несчастным.

Еще более тяжелый вариант — когда у человека социофобия. У него есть потребность общаться с людьми, дружить, делиться своими переживаниями, обмениваться опытом, но одновременно присутствует непреодолимый страх быть отвергнутым. А в виртуальной реальности можно устроить себе «безопасное» общение любой степени интенсивности.

Другими словами, виртуальная реальность может лишить реального настоящего и будущего только людей с глубокими внутренними запретами, «блоками». Близость, общение с другими людьми, самореализация становятся недостижимыми.

Возникает риск формирования тяжелой зависимости по аналогии с алкогольной, наркотической, игровой и любой другой. Здесь, конечно, не обойтись без помощи грамотного специалиста.

А вот если у человека есть любимое дело, гармоничные отношения в семье, друзья, у него «горят» глаза, то почему бы ему иногда не поиграть часик-другой в какую-нибудь прикольную виртуальную игрушку? Это хороший отдых, переключение, возможность на некоторое время вернуться в детство. У такого человека просто нет оснований впадать в зависимость от виртуальной реальности — у него для этого слишком интересная и насыщенная реальная жизнь!

С любовью
Ольга Лукина