Реинтеграция с Китаем, 1978-1997 гг.
В 1978 году Гонконг получил независимость от Британской империи. Тогда Китай активно включался в международную торговлю и инвестирование. В связи с этим в период с 1978 по 1997 год интенсивность торговли между КНР и Гонконгом стабильно возрастала на 28 % в год. Одновременно с этим Гонконг начал выручать прибыль за счёт более дешевой рабочей силы. К концу 1997 года общий объём инвестиций Гонконга в Гуандун оценивался в 48 млрд $ (80% от общего числа иностранных инвестиций). В гонконгских компаниях и совместных предприятиях в провинции Гуандун работало около пяти миллионов человек. Сборка большинства этих предприятий для экспорта была трудоемкой, но с 1997 года увеличились инвестиции в финансовые услуги, туризм и розничную торговлю.
В то время как производство было перемещено из колонии в 1980-х и 1990-х годах, в секторе услуг произошел всплеск. Это преобразование структуры экономики Гонконга от промышленного производства к сфере услуг было драматическим. Примечательно, что это было достигнуто без прерывания темпов роста в целом, и со средним уровнем безработицы всего 2,5% с 1982 по 1997 год. Стоимость обрабатывающей промышленности достигла пика в 1992 году, прежде чем начался абсолютный спад. Напротив, стоимость коммерческих и финансовых услуг резко возросла. Это отражено в вкладе услуг и производства в ВВП. Занятость в секторе услуг выросла с 52% до 80% рабочей силы с 1981 по 2000 год, в то время как занятость в обрабатывающей промышленности упала с 39% до 10% за тот же период.
Современные тенденции, вносящие изменения в прежний курс экономики:
1) Часть глобальных инвесторов, которые хотели бы инвестировать в Китай, научились работать с материком напрямую. И роль Гонконга как трамплина или посредника начала постепенно снижаться. Многие китайские компании научились напрямую проводить листинг на биржах Нью-Йорка или Лондона. Сейчас, из-за возможных санкций, объявленных президентом США Дональдом Трампом, ситуация с IPO для китайских компаний может измениться, но в любом случае эти внешние инструменты стали для китайцев более доступными и понятными.
2) В Китае к власти в 2012 году пришел Си Цзиньпин, для которого политика в приоритете над экономикой. Экономика должна расти, но безопасность государства стоит во главе угла его внутриполитического курса. Гонконг с его свободным (в отличие от материкового Китая) интернетом, со свободой проводить демонстрации как минимум в каждую годовщину событий на площади Тяньаньмэнь, с его довольно активной оппозицией – представлял определенную угрозу курсу. Поэтому Пекин начал действовать внесудебными мерами, формально не нарушающими особый статус Гонконга, зафиксированный в Основном законе (мини-Конституции Гонконга). Китайцы стали, например, похищать неугодных лиц, перевозя их с Гонконга на материк. Началась точечная эрозия особого статуса.
3) Противостояние Китая и США переводит Пекин в режим военной экономики, своего рода «осажденной крепости», где всё уже не только по внутриполитическим, но и по внешнеполитическим причинам подчинено целям укрепления безопасности.
4) Парламент Китая, Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), 2878 голосами "за", одним "против" при шести воздержавшихся 28 мая формально одобрил план принятия нового закона о национальной безопасности Гонконга - специального административного района КНР.
Цель - «Эффективно предотвращать, прекращать и наказывать действия, угрожающие национальной безопасности»
5) Более того, обращаясь обособленно к экономике Гонконга, её состояние в сравнении с 90-ми ухудшилось.
На фоне упадка гонконгской экономики экономика КНР растёт. Так, сокращается номинальная доля Гонконга в экономике Китая.
Однако преимущества Гонконга как экономического портала для КНР имеют гораздо большее значение. Связаны эти преимущества главным образом с сохранившимся коммунистическим режимом государства.
Преимущества сотрудничества КНР с Гонконгом:
1) Вложенные в китайскую компанию через Гонконг деньги можно всегда забрать обратно, поскольку гонконгский доллар - свободно конвертируемая валюта, и курс его привязан к доллару американскому. Тогда как курс юаня в руках китайских властей, а вывоз капитала с материка жестко контролируется.
2) Для размещения акций в Гонконге достаточно просто зарегистрировать выпуск по четким правилам, тогда как на материке требуется разрешение властей. Пекин постепенно смягчает ограничения, но до либерализации еще далеко.
3) В коммунистическом Гонконге можно привлечь денег больше и дешевле, поскольку риски ниже благодаря регулированию и судебной системе. И довольно профессионалов со всего мира, которые легче и быстрее найдут и убедят инвесторов.
4) Гонконг является пропускным торговым порталом между Китаем и остальным миром. Вхождение Китая в Мировую Торговую Организацию немного снизило значение в этом Гонконга, однако американо-китайская экономическая война, выраженная в повышении тарифов на экспорт продукции, оставила лидирующую роль Гонконга как тарифного регулятора. Она в частности заключается в том, что стоимость экспорта в США из Китая остаётся исходной при посредничестве одной или более локаций.
Таким образом, не смотря на массу нарастающих сдерживающих факторов предстающих перед прежними экономическими взаимоотношения Гонконга и КНР, преимущества оставляют повод полагать, что ЕДВА ЛИ роль Гонконга в пособничестве китайской экономике будет снижена.
Боярская Яна Павловна.