Найти в Дзене
Истории из жизни

Травля по эстафете

В любом коллективе есть человек, которого каждый старается обидеть. В нашей организации таким козлом отпущения был Серега — при этом он серьезно занимался спортом, вел активный образ жизни и даже, поговаривали, перечислял с зарплаты деньги на благотворительность. Просто людей злила его идеальность, и они как могли мстили за это. Сперва втихаря, а потом и в открытую. Даже уборщица Людмила Ивановна, нарушая субординацию, не брезговала: корила Сергея за то, что он якобы плохо смыл за собой в туалете. Другой бы на его месте вспылил, начал хамить или даже оправдываться, а Серега удивленно пожимал плечами, возвращался в туалет и спокойно нажимал на кнопку.

— Теперь все хорошо? — спрашивал он безо всякой иронии у уборщицы. — Извините, больше этого не повторится.

Заточенная на скандал Людмила Ивановна терялась — она попросту не знала, что сказать в ответ на эту царскую вежливость. И это злило ее еще больше, впрочем, не только ее. Желая побольнее уколоть Сергея, коллеги сталкивались с такой беспредельной вежливостью с его стороны, что сами с разбега нарывались на свои же колючки и от этого становились еще злее. Я в этой травле участия никогда не принимал, но и за Сергея заступиться не отваживался: идти против коллектива не хватало смелости. Лишь однажды, после очередного выпада со стороны коллеги, я не выдержал и напрямую спросил у Сергея, почему он не дает обидчикам отпор.

— Понимаешь, людям важно осознавать, что есть кто-то еще слабее и хуже, чем они, — пустился он в размышления. — Если я их в этом плане устраиваю, то пусть себе самоутверждаются. Мне от этого ни жарко ни холодно.

— Тебе что, и правда все равно? — не поверил я.

— А как меня это может задевать? — удивился Серега, почесывая бороду. — Это же их оценка самих себя, я не могу на нее повлиять. Человек, у которого все хорошо с самооценкой, никогда не будет искать мишень для злословия.

Казалось бы, его равнодушие должно было остудить пыл коллег, но они как только не изощрялись, придумывая для Сергея новые обидные испытания и прозвища. Но все прекратилось в один момент, как только коллеги узнали, что Сергей тоже подал резюме на должность директора филиала. Новость о том, что наш директор идет на повышение, наделала в офисе много шума — все понимали, что на вакантное место будет претендовать кто-то из своих. Зная, что такая возможность выпадает не часто, коллеги принялись готовиться к конкурсу: обновляли резюме, повторяли корпоративные правила. Теперь вместо того, чтобы травить Серегу, сотрудники все свободное время посвящали обсуждению волнующей темы.

— Сережка, а ты резюме уже отправил? — первым взялся было за старое Олег. Он был уверен, что руководство именно его назначит на вакантное место.

— Отправил, — на секунду отвлекся от монитора Сергей. Ответом ему был дружный смех коллег — видимо, никто из них не представлял его в роли начальника.

— А что вы ржете? — давясь от смеха, удивился Олег. — Вот назначат Сережку начальником, он нам тогда всем отомстит!

Сергей внимательно посмотрел на Олега поверх очков:

— Вынужден признать, что ты впервые сказал действительно умную вещь.

— Что? — прищурился Олег. — Да ты хоть представляешь, что такое управлять коллективом? Это тебе не программы писать!

— Учитывая современный уровень компьютерных коммуникаций, процесс управления коллективом сводит человеческий фактор к минимуму, — хмыкнул Сергей и снова погрузился в работу.

Стараясь не рассмеяться, я закашлялся: кажется, Сергей впервые показал обидчикам зубы.

— Ладно, хватит болтать — давайте работать, — очевидно, вживаясь в роль начальника, скомандовал Олег. Повторять дважды не пришлось. Растерянные и грустные, все уставились в свои мониторы. Видимо, новость о том, что Сергей тоже участвует в конкурсе, заставила народ призадуматься о своих перспективах. Ведь если судить именно о профессиональных качествах, то Сергей — единственный из всего коллектива, кто мог претендовать на эту должность. И все это понимали.

Когда в понедельник к нам в офис приехал гендиректор, стало ясно, что сейчас состоится представление коллективу нового директора филиала. Шеф долго интригу не тянул: собрал всех и сообщил, что отныне наш филиал будет возглавлять Сергей Леонтьев. Я украдкой взглянул на Сергея — он был невозмутим. Кажется, знал о своем назначении заблаговременно.

— Прошу дружными аплодисментами поздравить Сергея Владимировича с назначением, — улыбнулся гендиректор. После секундного замешательства все зааплодировали. Лишь один Олег сидел с таким лицом, будто бы ему сообщили, что у него обнаружился непогашенный кредит. Я толкнул его в бок — дескать, надо бы поздравить коллегу с повышением, но Олег лишь недовольно шикнул в мою сторону. Вторую половину дня все сотрудники были заняты тем, что писали на своих страничках в соцсетях поздравительные посты в адрес Сергея, предусмотрительно удалив все обидные комментарии, — теперь каждый старался заработать себе индульгенцию, полагая, что, став начальником, Сергей начнет мстить всем своим обидчикам. Но этого не случилось. А вот поведение бывших коллег, а теперь уже подчиненных, стало другим — даже за глаза они опасались насмехаться над шефом. Первым не выдержал напряжения Олег — он написал заявление на увольнение по собственному желанию. Но Сергей его не подписал.

— Я не пойму, ты что, не хочешь мне отомстить? — потерял самообладание Олег.

— Если бы я думал о мести, то отомстил бы сразу, — спокойно ответил Сергей. — Давай не будем путать работу и личное?

— Да какое там личное? — протараторил Олег. — Личное у меня дома..

— Вот и хорошо, — кивнул Сергей. — Иди трудись.

Разговор происходил при открытых дверях. Сергей принципиально их не закрывал во время переговоров, все слышали, о чем шла речь.

— Слушайте, — первой пришла в себя от потрясения Наташка. — А давайте все дружно попросим у него прощения? Всем коллективом? Не хотите, я сама попрошу!

— Давайте, — поддержали ее все. — Давно нужно было это сделать!

Они дружной толпой направились в кабинет к Сергею.

— Миха, а ты что, с нами не идешь? — окликнул меня кто-то.

— А я его не травил, — пожал я плечами. — Мне не за что просить прощения.

— Так ты что, получается, против коллектива? — послышался голос Олега. — Интересненько!

Толпа остановилась и осуждающе уставилась на меня. Я хотел было начать оправдываться — дескать, это вообще мое личное дело, но понял, что бесполезно. Им просто нужен новый козел отпущения — вот только у них вряд ли получится меня затравить. Я не такой возвышенный, как Сергей, — с детства приучен за себя постоять, могу и сдачи дать.