Найти в Дзене
Константин Софиев

Мемуары Джинна, часть 3

«Ребята, подзаработать не хотите?»- невысокий дядька, лет сорока — сорока пяти, в сером коротком пальтишке, оценивающе разглядывал меня и Андрюшку.
— А что нужно?
Я еще ни разу «не подзарабатывал» и не зарабатывал — весь мой доход — стипуха в двадцать восемь рублей. И сам факт, что мне готовы заплатить денег за мой труд, в первый раз в жизни… Я был готов!
— Так что нужно то?
— А у вас права… есть?
Вот сволочь! Два гарных хлопца, с РИЖСКИМИ шлемаками, в правильных кожаных куртках, краги за поясом, кирзачи укороченные… Да на нас по два огромных плаката — «Круче тока горы!»
Я растерялся. Андрюха коротко выдавил — «Есть, показать?»
— Да нет, не надо. Дело вот в чем — сын из армии скоро приходит, ну мы с матерью решили ему подарок устроить, я сейчас взял нового Ижа, его уже вытащили со склада — вон мой ящик стоит. Сам то я без прав, хотел такси грузовое взять, но его ждать долго — две недели завоза не было, за такси сейчас очередь, обещали только после пяти… Везти в Чехов. Обьявили двадцатку, но если вы можете его собрать и перегнать — она ваша… Бензин мой.

-2

— А обратно как?
— От нас до электрички недалеко.
— Не отец, на электричках мы не ездим. Еще полный бак в Яву и едем.
— …Хорошо… Тогда, пока будете собирать мотоцикл, я еще и коляску докуплю, в ней и поеду, сможете коляску установить?
Андрюха от такого оборота, сглотнул, а мужик принял это за кивок и рванул к магазину…

-3

По червонцу на брата — это конечно прилично, даже очень прилично. Это СТО! литров бензина. Это восемь полных баков! Это значит решен вопрос с горючкой на Юга и обратно. Мы одновременно шагнули к ящику. Молча оторвали по первой дощечке. Андрюха со злостью треснул ей по ящику — «Коляска… блин!» Думали мы тоже одинаково. Вопрос был решен.

-4

На мотоцикл (Иж — Юпитер 3) ушел час. На коляску — еще полтора. Итого — три. Дядька оказался запасливым, в его чемоданчике нашелся полный комплект «паровозного» инструмента. Особо ценным проявил себя «газовый» ключ номер три. «Разводное, драчевое зубило». При установке коляски на «Иж» — вещь незаменимая! К часу дня процесс сборки был завершен. Я сбегал за своей Явой к платформе (Лианозово). Вдогонку Андрюха кричал про пончики… Зря надрывался — мой желудок кричал громче… «Пончики» не работали… «Вечной» бабки с пирожками тоже не было… Черт! Ладно, успеем еще. Азарт предвкушения запуска нового «Ижа» был сильнее голода. Слили с моей Старушки пару литров смеси, добавили из ДУГИ Яфки масла — дядька впечатлился…, зауважал. «Иж» сказал — «НЕТ». Категорически. Даже не… Совсем! Хозяин загрустил… Причину нашли за минуту. Контакты прерывателя были щедро смазаны солидолом… Фирменная заводская шутка… Продули свечки… «Ижак» возбудился с «полкика»! Дядька повеселел и зауважал еще больше… Прогрели, отстроили холостые, собрали инструмент. Я занял место в «кабине» Ижа». Андрей сел на мой мотик. Дядька засуетился, сел в коляску, повозился устраиваясь… Вылез. Сильно смущаясь подошел к Андрюшке и выдал…
— Вы, меня извините пожалуйста, но Вам, Андрей я доверяю больше… Я хочу ехать с Вами… Внешне Андрей выглядел гораздо старше меня, и солиднее, и носил усы… Мои же усы были в далекой перспективе… Но…! На мотоцикле с КОЛЯСКОЙ! Андрюшка НИКОГДА не ездил! А это как коньки и лыжи… Две большие разницы!.. Мой же опыт с коляской…, если совсем скромно, то как писал уважаемый Эдгар — мог управляться на любых двух колесах… из трех. Черт с тобой, думаю — «клиент всегда прав». Меняемся. Андрюха жестом обозначает — «не… переживай». Дядька устраивается в коляске. Трогаемся.

Платформа "Лианозово", 1980
Платформа "Лианозово", 1980

Выезжаем на площадь к платформе «Лианозово». Андрей переставляет свою Яву поближе к выходу с платформы — там спокойнее… Выезжаем на кольцо. На первой заправке останавливаемся. Газовым ключом крутим переднюю тягу коляски — «Иж» сильно тянет вправо… А при торможении, не просто тянет — тащит… Заправляем «под пробку» оба мота. В мою Яфку влезает десять литров. Дядька слегка грустит. Показывает Андрею книжку по «Ижу» — «Тут пишут, что при обкатке, скорость с коляской, не более пятидесяти…» Андрюха сдержан — «Знаем, не впервой!» Трогаемся.

-6

До «Варшавки», пол кольца — километров пятьдесят. Андрюшка положил стрелку на шестьдесят и в этом режиме «скучает» в правом ряду. Я «сплю» сзади — слева. В эскорте. Начинает моросить мелкий противный дождик. Штаны от колена и ниже сразу сыреют. Становится зябко. Майские праздники — еще не лето. Дядька в коляске потрошит свой волшебный чемоданчик. По запаху узнаю курицу. Затем яйца… вареные. Ну, прям командировочный в плацкарте… Срабатывает эффект Павлова… Благоразумно отстаю, но… в «спутной» струе от запахов не уйти. Смиряюсь, терплю. В таком режиме добрались почти до «Варшавки». Штаны окончательно намокли. И все эти пятьдесят километров дядька жрал свою курицу! Фашист! Где-то перед «Варшавкой» начался затяжной подьем. «Кольцо» по насыпи уходило вверх. Внизу, справа от дороги, огромное поле. И на краю поля у самой насыпи одинокий телеграфный столб. Очевидно, что когда-то, столбов было много, линия… Потом их убрали. А один, почему то оставили. Загадка… Но пейзаж оживляет. На подьеме Андрюшка перешел на третью — обкатка… Скорость пятьдесят…

-7

Сзади нетерпеливо посигналили — «Быстрый, как Волга, сильный, как КРАЗ, нас догоняла машина КАМАЗ!» Совсем новый и редкий по тем временам грузовик. Вежливо уступаем — смещаемся к обочине. Андрей забыл про габариты — коляска запрыгала по гравию. Камаз «проходит» меня, равняется с Андреем, сбрасывает, некоторое время едет рядом — курицу, что ли разглядывает… И вдруг… Взрыв пароходного гудка! Рев такой силы, что меня чуть не сбрасывает с сиденья, а ведь я в шлеме, сзади… А Андрей — вровень с кабиной…
«Ижа» сдувает на край насыпи.
Колесо коляски повисает в воздухе.
Андрюха отрабатывает рулем.
Мотоцикл выставляет боком.
Коляска пытается уехать вперед, но ее неумолимо тянет вниз.
«Иж», некоторое время, боком, юзит левыми колесами по гравию обочины.
Но коляска с дядькой главнее. Щас ее колесо упрется в любую кочку, и будете вы, ребята, кувыркаться через эту коляску до самого поля…
Андрей это понял, вовремя…
Отработал рулем вправо.
«Ижак» понесся с насыпи вниз.
Прямо на столб.
Я остановился на краю и наблюдал «полет» «Ижа» сверху… Мне казалось, что я управляю этим «полетом»! Даже рулем своей Яфки шевелить начал: Пару раз заднее колесо, и колесо коляски блокировались, мотоцикл тут же доворачивало вправо. Коляска взлетала в воздух… Андрей отпускал тормоз, опускал коляску, «Иж», подпрыгивая на неровностях и, теряя яичную скорлупу, набирал скорость. Курсом прямо на столб. В это трудно было поверить. Край поля — ТЫСЯЧА метров! Фронт мотоцикла — полтора метра. Один шанс из семисот!… ЗАХОЧЕШЬ — НЕ ПОПАДЕШЬ!

Андрюха попал.
Точно по центру.
Передним левым углом коляски.

«Иж» встал. Столб устроился между коляской и мотоциклом. Длина насыпи была метров пятьдесят. И от края насыпи до столба еще метров десять. На этих десяти метрах Андрей и успел частично оттормозиться. На «входе» в столб скорость была километров двадцать — не много… В момент удара Андрея кинуло вперед, но он смог удержаться и остался на мотоцикле.

И тут, я вдруг осознал, что не вижу дядьку! В коляске — пусто! Внимательно разглядываю примятую траву на траектории «Ижа». Нет пассажира. Да и трава невысокая — вон, скорлупа яичная видна, а дядьки нет… И ведь, смотрел на ЭТО не моргая… Не мог же я проглядеть! Андрюшка зашевелился, и начал потихоньку слезать с мотоцикла. Похоже, ноги держали его не очень…

Мост на пересечении Павелецкой железной дороги с МКАД, 1978–1980
Мост на пересечении Павелецкой железной дороги с МКАД, 1978–1980

Включаю первую. Начинаю спускаться. Трава мокрая, мот скользит. Где боком, где на дуге — на трех точках… Внимательно разглядываю склон. Да нет, тут только ежикам в прятки играть. Спустился, заглушил двигатель, поставил Яву на подножку… Андрюха снял шлем и молча рассматривал результат своего «полета». Я присоединился. На самом деле, потери были не велики. В передней левой части коляски столб оставил небольшую вмятину. Размером с дыньку. Картинку портили две острые складки металла с надрывом… Сиденье коляски было засыпано яичной скорлупой и остатками курицы. Эту помойку лениво поливал дождик. Картинка была не аппетитная, голод пропал, есть расхотелось…
— Где дядька?
Андрей кивнул на коляску. Заглянув внутрь, я увидел несчастного владельца. Точнее, сначала увидел руки… и прикрытую ими голову. Отойдя назад и оценив размеры «кокпита» ижевской коляски представил, как ЭТО было… После перехода в «отвесное пикирование» под углом сорок пять градусов по склону насыпи, вид несущейся навстречу земли заставил дядьку перевернуться на живот и сползти на дно коляски. Телосложением он не выделялся, скорее — «теловычитанием»…, и удар в столб, окончательно «запрессовал» его в глубину «кокпита»! Сидение опустело. Не хватало только признаков жизни. Андрюшка постучал по металлу коляски.
— Дяденька, выходите…
Руки отпустили голову.
— Что, уже… все…?
— Все, все, вылезайте.
Дядька зашевелился, заерзал…
— Меня чемодан не пускает, его подо мной заклинило…
Вытащили из под него чемоданчик, помогли выбраться… Мужик, конечно, перепугался, лицом «бледнул», но держался достойно. Медленно оглядел свое приобретение, обошел кругом, остановился у вмятины, пощупал, горестно покачал головой.

Развязка МКАД и Варшавского шоссе, 1977–1980
Развязка МКАД и Варшавского шоссе, 1977–1980

— Так мы не перевернулись?
— Да нет… Сползли под откос… Трава мокрая — не держит…
Андрей показал рукой на след примятой травы на склоне. Дядька опять пощупал вмятину… И тут, он увидел столб… Растерянно посмотрел на нас, опять на столб, оценил его высоту… Оглядел панораму поля и насыпи… Я уже знал его следующий вопрос, дословно…
— А… это… здесь откуда?
Андрюха виновато улыбнулся и развел руками:
— Я его тоже… не сразу заметил.
Дядька развеселился…
— А я, знаете, с детства высоты боюсь… И вдруг, чувствую, летим… А вокруг только небо…, земли не видно… Ну:, я и отвернулся… Страшно стало!
Ничего себе думаю — отвернулся… Но уже отлегло…

Я опять посмотрел на колею в траве… Да, Андрею было не до столба… Он смотрел не дальше, чем на пару метров перед колесом, трава — не асфальт… Любая ямка и… На торможении его тянуло вправо, «Иж» готов был закувыркаться в любую секунду. А в момент выезда на поле, до столба оставалось меньше десяти метров… Оттащили «Ижак» от столба. Поставили на ровное место. Коляска явно «смотрела» вправо…
— Вы пока сходите, посмотрите, где лучше выехать на дорогу… А мы подрегулируем коляску.
Отправив дядьку подальше, занялись техникой… Шутка от Камаза задержала почти на два часа. Выставить коляску так и не удалось. Все регулировки были «в упоре», но мотоцикл упорно тянуло вправо. Теперь «в руле» был я. Андрей вышел из доверия и занял место в эскорте. Дядька еще в поле установил штатную мягкую кабинку на коляску, зашнуровался, застегнулся, и недоступный воздействию стихий, разглядывал обочины. Борьба с ИЖом давалась нелегко. Усилие на руле было килограммов в пять. Не «сильно — много», но уже через полчаса такой езды руки, плечи и спина сказали — «Все, пауза». Отдыхали минут пять. И так еще пару раз. Дождик так и лил, вдобавок задул холодный боковой ветер… Промокло все. Даже то, что под кожаной курткой. Прогулка переставала быть веселой… Зато пропало чувство голода. Или притупилось…

Московская ул. напротив Чеховской районной больницы, 1976
Московская ул. напротив Чеховской районной больницы, 1976

В Чехов прибыли к одиннадцати вечера.
На краю города, в дощатый сарайчик, в общем ряду таких же построек, закатили ИЖ. «Мордой» к задней стенке. Хозяин, для маскировки, накинул на переднюю часть коляски старый ватник.
— Только жене ничего не говорите — утром посмотрит… сзади, а к вечеру мне его поправят, у нас тут хороший мастер…
Достал из угла бутылку водки, стакан. Налил до краев. На одном «запрокиде» головы выпил… Утерся рукавом пальтишки. Откомментировал.
— Вам не предлагаю — вам еще ехать, а у меня стресс! Ноги даже не держат… А теперь идем ко мне домой — я вас хоть покормлю, и чаю горячего попьете. И денег у меня при себе не осталось, дома рассчитаемся».
На горизонте светились окна панельных пятиэтажек.
Пошли напрямую — через поле. Андрюшка на моей Яве медленно тарахтел сзади… Последний километр мокрой травы, и наконец мы в тепле.

Возле магазина "Восток", 1976–1977
Возле магазина "Восток", 1976–1977

Андрюха свою тарелку борща умял мгновенно. С утра ж не ели… А я — не могу… Даже не попробовал. Подвинул свою порцию Андрюшке — налегай… Дайте, прошу, мне чаю, с сахаром. Хозяйка занялась чаем. Дядька принес два червонца. Протянул один мне.
— Вот, как договаривались, к вам у меня претензий нет. А вы, Андрей, уж извините, мне ремонт как раз в десятку и выйдет. А может и больше.
И убрал Андрюшкин червонец себе в карман. Подумал немного, достал из другого кармана трешку.
— Вот, Андрей, возьмите… Все-таки…
Разлили чай.
Жена хозяина потрогала мой лоб… Принесла градусник — «смерь-ка температурку…» Градусник показал тридцать восемь… с копейками.
— Как же ты поедешь?
— А мне что? Я сзади — Андрюшка в руле. Не с коляской ведь…

Проспект Ленина, 1978. Московская область, Подольск
Проспект Ленина, 1978. Московская область, Подольск

Стартовали в Москву в первом часу ночи. Дождик не переставал. До Подольска я еще держался… За Подольском перестал чувствовать руки, затем спину… Холод добрался до каждой клеточки… На выбоинах в асфальте меня сгибало все ниже, и стаскивало назад, к краю сиденья. Ни выпрямиться, ни подтянуться вперед, сил уже не было. Руки окоченели, пальцы в крагах были сжаты в кулаки. Упершись шлемом Андрюшке в спину, чуть ниже лопаток я ждал следующую кочку. Следующая кочка должна была стать последней. И подать сигнал бедствия было нечем — все «органы движения» окоченели. Только крупная дрожь по телу… Но к ней Андрюшка давно привык. Последняя выбоина, как девятый вал, ждать себя не заставила!
За долю секунды до падения, даже уже в падении, я заколотил Андрею головой по позвоночнику! Я конечно не Зидан, но сила ударов была такая… А может, шлем усилил… Мотоцикл затормозил. Мощно, резко и… спасительно. Меня внесло обратно на сидение, выпрямило и прижало к водителю. Держась за Андрея сполз на асфальт.
— Ты чего?
— Андрюха, я замерз, совсем. Спина окоченела. Ты меня чуть не потерял! Пусти за руль — будешь мне спину греть!
Андрей с сомнением оглядел меня.
— Ты меня убьешь!
— Не, поедем потихоньку, я сяду на бак, пригнусь, правую ногу на картер — тормоз твой… и руль, если что успеешь перехватить… Я… правда… все…, готов… Убедил. Поехали в этой конфигурации. Андрюшка расстегнул на себе куртку, обнял меня ее полами, от двигателя тепло через ноги, поднималось чуть не до горла. Минут через двадцать, я сполз с бака, спихнул его ногу с тормоза… Кризис миновал, только дрожь в теле осталась, крупная такая дрожь.

Улица Свердлова, 1976. Московская область, Подольск
Улица Свердлова, 1976. Московская область, Подольск

В голове появились мысли… «К Мотояве не попали — бог с ней». «Куркино отпало… Но, Куркино по «мокрому»… И так бы не поехали». В Лужниках не отметились… А Лужники сегодня и не планировали, Шурик просил помочь вечером «шкуру» на байдарку заклеить. «Черт! Мы же планировали завтра, то есть уже сегодня на Истру! Первый раз с БАЙДАРКОЙ!» «Интересно, смог Шурик один «шкуру» заклеить…» «И Ява Андрюшкина в Лианозово осталось, значит домой через Лианозово…» «В кармане червонец лежит…, целиковый, красненький… Надо будет сложить с Андрюшкиной трешкой, и поделить пополам — так будет правильно! » И надо бы «прибавить» — поспать бы еще перед Истрой…»

Мотель "Солнечный", 1980. Москва, ЮЗАО, Бутово Северное
Мотель "Солнечный", 1980. Москва, ЮЗАО, Бутово Северное

Впереди сквозь морось дождя пробивался желтый, мигающий свет. Перекресток. Слева ворота — выезд с какого то предприятия. Справа — примыкает дорога. Остановка… Я помню этот перекресток! Отсюда до Москвы уже километров пять…, может и меньше. А за «кольцом» уже посветлее будет и ям меньше. Наверное, даже теплее, верю что теплее… Над перекрестком, по центру, подвешен светофор. Мало того, что мигает гад, так его еще и ветром раскачивает… И свет яркий, по глазам «бьет», аж больно! Стекло что ли из него вылетело…, с моей стороны… Закрываю на секунду глаза. Открываю…
НЕ МОЖЕТ БЫТЬ! НЕЕЕТ!!!

Продолжение следует.