Найти тему
Александра Буряева

От стресса к психологической травме

В данной статье мы поговорим об отличиях стресса и психотравмы. А также о том, как они связаны с внутренним ребенком – уязвимой частью личности, которая формируется под воздействием прошлого опыта.

В жизни мы сталкиваемся с разнообразными событиями, которые меняют характер и влияют на психологическую устойчивость. Некоторые из них являются причиной легкого стресса, другие становятся источником серьезных душевных потрясений. Оставляют глубокий след внутри психики, словно переворачивают вверх дном весь внутренний мир человека и формируют у него психологическую травму.

Психологическая травма – это эмоциональное повреждение, возникающее в результате событий, которые по силе воздействия превышают ресурсы человека справиться и пережить их.

Опасность психотравмы в том, что она провоцирует психический раскол. В результате этого формируются травмированная и адаптивная части личности. Адаптивная часть личности отвечает за то, чтобы человек в будущем тщательно избегал любых ситуаций, даже отдалённо напоминающих травмирующую. А если человек все-таки оказывается в такой ситуации – пульт управления личностью берет травмированная часть. Человек теряет самообладание, впадает в ступор и буквально утрачивает дар речи. Как будто травмирующее событие происходит с ним прямо сейчас.

Разумный стресс, в отличии от психологической травмы, способствует формированию взрослой зрелой части. Пережившему и переработавшему стресс человеку в будущем будет легче быть в аналогичных ситуациях. И он будет готов к более сложным жизненным вызовам. Под разумным стрессом мы понимаем разовые тревожные ситуации на фоне в целом спокойной и сбалансированной жизни.

Стресс мобилизует организм, способствует выработке гормонов для того, чтобы человек справлялся с проблемой. Однако, если внутренняя мобилизация не помогает, ресурса не хватает на действие - человек переходит в реакцию замирания, в результате чего у него происходит психологическое расщепление. Обычно моменту расщепления предшествует состояние 3Б – бессилие, беспомощность, безнадежность (или угроза жизни).

Важно понимать, что одно и тоже событие для разных людей может оказаться источником стресса, а может стать причиной психотравмы. Все дело в особенностях восприятия, предыдущем опыте, количестве ресурса и поддержке окружающих (добавочном ресурсе).

Чтобы было проще понять суть, давайте продолжим на примере:

Настя и Маша – первоклассницы. Им предстоит первый раз читать стих у доски перед новой учительницей и ребятами.

Настя, с 3х лет ходила в сад, много раз выступала перед группой, привыкла, что, если что-то забудет - ей помогут мама или воспитательница (предыдущий опыт).

Хотя ситуация в школе новая, и конечно, Настя перед первым походом к доске волнуется – она может совладать со своей тревогой и продекларировать стих. Поскольку она уверена, что, если ошибется, учительница так же, как и мама ей подскажет и ничего плохого не произойдет (особенности восприятия).

Кроме того, после школы Настя рассказывает про урок родителям, которые выслушивают ее и подбадривают, т.е. предоставляют дополнительный ресурс к проживанию данной ситуации.

Справляясь со своей тревогой у доски, Настя научается самообладанию и в других схожих местах. Например, в следующий раз Настя может выступить на празднике перед всей школой. Так постепенно она приобретает навык публичных выступлений, который в будущем ей помогает свободно говорить на профессиональных мероприятиях.

Таким образом, Настя переживает легкий стресс во время первого ответа у доски, но не просто справляется с ним, а приобретает навык самоконтроля.

У Маши ситуация другая - в сад она не ходила. До школы сидела с мамой дома. С другими детьми взаимодействовала мало (предыдущий опыт).

Хотя до школы мама много занималась с маленькой Машей, но, когда дочь где-то ошибалась - родительница сильно ругалась, резко заканчивала занятия и отстранялась. Так Маша привыкла, что за любой ее ошибкой следует отвержение (особенности восприятия).

Потому для Маши ситуация первого ответа у доски гораздо более тревожная, чем для Насти. Во-первых, процесс адаптации с другими детьми идет дольше и сложнее. Во-вторых, для Маши любой ответ сопровождается страхом быть отвергнутой в случае ошибки (что влечет более высокий уровень стресса).

Так вот, Маша первый раз у доски, тревоги у нее много, ресурса мало (страх съедает). Маша от страха запинается. Учитель пытается ее поправить. Маша воспринимает это как отторжение, не справляется с эмоциями и начинает плакать.

Тут кто-то из класса хихикает.

Для Маши наступает ситуация 3Б. Она чувствует себя бессильной что-то сделать (продолжает стоять у доски, т.к. не может наперекор учителю выйти из класса или вернуться за парту), беспомощной (т.к. помощь учителя она бессознательно путает с маминой критикой, а другой помощи нет), для нее наступает состояние безысходности (в ее субьективном мире, это стыд, позор, отвержение и конец).

Кроме того, Маше приходится справляться самой, т.к., если после школы она говорит о случившимся маме, та только еще больше ее ругает (нет добавочного ресурса).

Так под воздействием этой ситуации у Маши формируется травмированный ребенок, который впадает в ступор и теряет дар речи при любых похожих жизненных ситуациях – от выхода к доске и экзамена, до выступления на совещании или конференции во взрослом возрасте. И адаптивный ребенок, который тщательно следит, чтобы Маша избегала подобных историй. Например, в состоянии адаптивного ребенка Маша заболевает накануне экзаменов, попадает в аварию по пути на ответственную рабочую встречу или в ущерб карьере отказывается от выступлений на конференциях.

Так, Машу ситуация первого ответа у доски травмирует. В результате этого она формирует адаптивную модель поведения, следуя которой начинает избегать любые публичные выступления или теряет дар речи, если приходится говорить на публику.

Таким образом, небольшой стресс закаляет характер человека и делает его сильнее, как в примере с Настей. В то время, как психотравма калечит здоровое начало человека и формирует характер через адаптивные модели «отказа от себя», как в примере с Машей.

Однако важно понимать, что у каждого есть психотравмы, которые влияют на поведение и эмоциональное состояние. Работа с внутренним ребенком помогает понять себя, исцелить травмированные части и интегрировать их в структуру здорового «Я».

__________

© Александра Буряева (Северюхина)

Telegram-канал - https://t.me/buryaeva

От стресса к травме: где грань и как влияют на внутреннего ребенка
От стресса к травме: где грань и как влияют на внутреннего ребенка