Найти в Дзене
Илья Варламов

Насколько мы отстали от Европы

Сегодня российские города отстают от европейских городов на десятилетия. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на старые фотографии той же Европы. 50 лет назад с улиц некоторых европейских городов начали пропадать трамваи, а в Париже под окнами домов появились автомобильные эстакады! Те города, которые сегодня нам кажутся удобными для прогулок, ещё вчера стояли в пробках, а по тротуарам было не пройти. Сегодня центр Амстердама почти полностью пешеходный, а несколько десятилетий назад надо было уворачиваться от машин, да и велосипедистов можно было сосчитать по пальцам. И да, когда кто-то требовал создать велоинфраструктуру, на него смотрели как на больного и причитали: «Какой велосипед в Амстердаме, вы с ума сошли? У нас дождь 365 дней в году!» Это очень поучительные истории. Потому что они искали путь к удобным городам методом проб и ошибок, а у нас перед глазами уже готовые кейсы. Если в России возьмут курс на развитие городов, начнут менять приоритеты, начнут развивать общественн

Фото: Pastvu
Фото: Pastvu

Сегодня российские города отстают от европейских городов на десятилетия. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на старые фотографии той же Европы.

50 лет назад с улиц некоторых европейских городов начали пропадать трамваи, а в Париже под окнами домов появились автомобильные эстакады! Те города, которые сегодня нам кажутся удобными для прогулок, ещё вчера стояли в пробках, а по тротуарам было не пройти. Сегодня центр Амстердама почти полностью пешеходный, а несколько десятилетий назад надо было уворачиваться от машин, да и велосипедистов можно было сосчитать по пальцам. И да, когда кто-то требовал создать велоинфраструктуру, на него смотрели как на больного и причитали: «Какой велосипед в Амстердаме, вы с ума сошли? У нас дождь 365 дней в году!»

Это очень поучительные истории. Потому что они искали путь к удобным городам методом проб и ошибок, а у нас перед глазами уже готовые кейсы. Если в России возьмут курс на развитие городов, начнут менять приоритеты, начнут развивать общественный транспорт и общественные пространства, через 10 лет вы Россию не узнаете.

Это Амстердам конца 50-х – начала 60-х. Центр города заставлен машинами. Никаких велодорожек нет.

На дорогах хаос. Смешались вместе люди, кони велосипеды, машины... На перекрёстке ни один пешеходный переход не оборудован!

Улица-парковка

Люди жмутся на узком островке между проносящимися с двух сторон машинами. Да, 50 лет назад у голландцев была возможность почувствовать себя в России XXI века.

Бывшая улица Черчилля. Просто асфальтовое поле.

Все ездили в общем потоке: трамваи и машины...

... велосипеды и машины.

Мрак! Но даже в этих условиях отважные велосипедисты как-то выживали.

Да, это пробка в Амстердаме!

Оцените плотность движения.

70-е

Таксисты перекрыли улицу, когда их друга оштрафовали. Да, когда-то такое было возможно.

В октябре 1973 началась война Судного дня: арабские государства напали на Израиль. Страны Запада, в том числе и Нидерланды, поддержали еврейское государство, из-за чего арабы прекратили поставки нефти в Европу. Голландские власти попытались ограничить потребление топлива в стране, введя «воскресенья без машин». Это один из таких дней (4 ноября 1973 года), но велосипедистам почему-то не дают проехать по тоннелю. Но, возможно, именно с этого момента в Амстердаме стали задумываться о пользе развития велоинфраструктуры.

Тогда грузовики ещё могли свободно ездить по центру города.

Ад на земле.

Ещё один велосипедный уголок этого мира, Копенгаген.

Обычный копенгагенский городской пейзаж конца 60-х

Где велополосы? Их нет. Зато есть сплошная парковка вдоль обочин.

Город для автомобилей. Лишь редкие трамваи нарушают идиллию.

Красиво!

Парковка на асфальте, грузовик с грунтом в центре города... Это что, Выборг?! Нет, друзья, это всё ещё Копенгаген. Велосипедистов в городе было полно уже тогда, но никакой инфраструктуры для них не существовало (кроме велопарковок).

Тогда велосипедисты были в меньшинстве. Теперь баланс сил полностью изменился.

Пробки, парковки...

С высоты больше похоже на какой-то советский город: широкие внутригородские шоссе и автомобили повсюду.

Вена, самый удобный для жизни город мира. В 50-е в австрийской столице было так:

Стихийная парковка у ресторана

Самый центр города забит машинами. Сейчас это полностью пешеходная зона.

Все фотографии найдены на сайте Pastvu

Автомобильный бум в европейских столицах продолжался в среднем до середины 90-х. Причём чем менее развита была страна, тем дольше он затягивался. Например, в городах Прибалтики сделано ещё далеко не всё возможное для создания комфортной городской среды. Тогда как Вена с Копенгагеном (Амстердам реже) постоянно попадают в рейтинги самых удобных для жизни городов мира. Их опыт показывает, что и в наших городах можно за пару десятков лет переломить ситуацию, поместив в центр внимания пешеходов и велосипедистов вместо автомобилей.

Берите пример с Финляндии!
Илья Варламов
22 июля 2023