Найти тему
Артур Рыкалин

Суверенная макроэкономика и решающие действия в санкционные времена

Коучи учат, что кризис - это ещё и время возможностей. Уже больше года прошло после мощного шока для всей экономики. Русский император одномоментно отменил ковид по всему миру, но один шок сменился другим. Санкции, мобилизация, беспилотники в российских городах, уход иностранных компаний, уход российского бизнеса, побег предпринимателей.

Мода на макроэкономику приходит, когда что-то происходит с курсом, ставкой или инфляцией. Ставку повысили опять после ослабления рубля. Как работает этот опасный, шоковый, но действенный механизм?! На фоне паники и обезценения рубля, высокая ставка - это подкуп и взятка, чтобы оставаться в рубле, не закупая на всю котлету доллары. Мы уже не первый раз используем этот стоп-кран. Он помогает остановить банкротство банковской системы, улёт рубля в дальние дали, общую панику.

Но шоковые меры краткосрочны, опасны и не дальновидны. Подкуп ставкой бьёт по карманам бизнеса (а кредитуются почти все), населения (массово растёт закредитованность), бюджета (бюджеты всех уровней тоже кредитуются и ставка растёт).

А что делать? А нужны были структурные реформы за 1,5 года. Не бухгалтерско-чиновничьи заявления, перестановки, смена вывесок. А реальные действия. Структурные реформы.

Во-первых, сокращение избыточного регулирования, разрешений и проверок. Чтобы Россия стала международным бизнес-офшором, где быстро, удобно и безопасно вести бизнес. Хотя бы своим гражданам, а далее и другим.

Почему мы это не делаем при всей очевидности? Потому что экономика в России никому особо не нужна. Война и безопасность экспортной выручки на порядок выше любых там бизнесов. Огромные экспортные выручки балуют настолько, что реальным сектором заниматься не хочется.

Регулирование в России - не необходимость, а инструмент управления. Чтобы каждый был на коротком поводке и быстро можно было бы решить вопрос с политическими конкурентами. Ну и чтобы "стрельцы"-охранники могли кормиться.

Во-вторых, отказ от строительных пузырей в крупных городах, которые высасывают всю социально-экономическую активность из самой большой страны мира в несколько малых точек.

В-третьих, чёткая смена приоритетов в образовании. Сколько можно финансировать все эти бакалавриаты, магистратуры, аспирантуры по экономике и другим "наукам"?! Яндексы и тиньковы сегодня делают больше для российского образования, чем огромные бюджетные программы.

Важно декриминализировать отсутствие бумажек по старшей школе, бакалавриату и магистратуре. Огромный пласт не нужных преподов, программ и траты времени. Только, чтобы получить отсрочку или взяли на госслужбу.

В-четвёртых, остановка позорных игр в выборные пиары. Огромное количество ресурсов уходит на фарсовые выборы. Просто в никуда. Все понимают, что обман на обмане обманом погоняет. Вот сейчас в "мирное" время запустили на месяц урбанистический форум. Я не мог понять, к чему пир во время чумы. А потом посмотрел, что он заканчивается 10 сентября, вместе с выборами мэра. Понятно, на что уходят эти миллиардные бюджеты. А потом по копеечке на фронт собирают.

В-пятых, важно уйти от медийной раскачки махрового национализма со странами Средней Азии. Наоборот, сокращать тарифы на перелёты, создавать туристические зоны, возможности труда, совместных предприятий. Экономическое пространство СССР может дать огромный выигрыш на фоне частичного отключения сотрудничества с коллективным Западом.

Словом, больше года начались новые "сложные" времени, а мы опять прибегаем к шоковому росту ставки, так как структурных качественных изменений мы не применил. Боимся, страхуемся, надеемся на авось.

Ослабление рубля и инфляция - это механизмы налогообложения, сокращающие реальную покупательную способность трудовых доходов и сбережений.

Тем временем в Сандунах продолжаются застолья и подвыпившие "ура" за империю. В более бедной Белоруссии тоже сильные просадки, пустующие аэропорты и отели, но сразу учат пить самогонку - мол, часть культуры нации.