Найти тему

"Эдит Пиаф. Гимн любви" в "Театре Луны"

I.
Сколько раз бываю в «Театре Луны», столько раз убеждаюсь, что наряду с «Et Cetera» и «У Никитских ворот» это мой театр. Заточенный под моё мировоззрение, образ жизни, бюджет. Тут могут возникнуть вопросы: а почему такой странный выбор? почему не «Ленком», «МХАТ Горького», «МХТ Чехова», «Табакерка», «Маяковка» и иже? Есть же великие театры с великой историей. А я вам, смущённо потупив взор и ковыряясь носочком ботинка в земле, отвечу: потому что билет в первый ряд партера великого театра стоит 15 тысяч рублей. А это годовой бюджет небольшой африканской страны типа Нигера. Или месячный бюджет русского писателя и блогера из деревни Малая Гадюкинка. Можно, конечно, изловчиться и попасть на галёрку за 800 банковских ассигнаций (далеко не всегда, впрочем), но залы в вышеуказанных театрах большие и с галёрки нет контакта с артистами, видишь только их отстранённые мельтешащие силуэты. В «Театре Луны», и подобных ему, залы компактные; даже если находишься где-нибудь в последнем ряду бельэтажа, видно и слышно великолепно. По крайней мере, я, сидя в любом конце зрительного зала «Театра Луны», в деталях различаю мимику на лицах артистов. При этом можно уложиться в сумму от 250 до 500 казначейских билетов. А уровень мастерства актёров «Театра Луны» и «У Никитских ворот» не только не отличается от уровня мастерства раскрученных имён в крупных театрах, но иногда даже превосходит их. Возможно даже не только умением, но и упорством, трудолюбием, одержимостью в противовес пресыщенности и усталости, обласканных наградами и вниманием звёзд больших сцен.

Ирина Зайцева в роли Эдит Пиаф в "Театре Луны".
Ирина Зайцева в роли Эдит Пиаф в "Театре Луны".

Отвлекусь от темы и расскажу такую историю. В соцсетях сильно ругают спектакль Егора Перегудова «Любовь по Маркесу», поставленный в «Маяковке» по роману Габриэля Гарсиа Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх». Спектакль, дескать, пресыщен бесстыдством, голыми женщинами и пороком. Зрители негодуют. Прямо во время спектакля демонстративно покидают зал. Отвращение и вомитинг – вот реакция благовоспитанного человека на это непотребство. Судя по комментариям, спектаклю вообще объявили байкот, голосуют рублём и в знак протеста просто не идут на него. Ну, а я человек неблаговоспитанный, глубоко развратный: люблю голых женщин, бесстыдство и порок. И решил, воспользовавшись «провалом», сходить и посмотреть скандальную постановку по наверняка заниженным ввиду отсутствия зрителей ценам. Куда там! Билеты раскупают как горячие пирожки за месяц вперёд («ёжики кололись, плакали, но продолжали лезть на кактус»). Цена в партере 15 тысяч рупий. На галёрке немного дешевле. Но… смотреть на голых женщин с галёрки – это, извините меня, моветон и парафилия. На голых женщин необходимо смотреть исключительно из партера, и как можно ближе к сцене. Желательно даже маленький театральный бинокль к глазным окулярам периодически прикладывать.
Вот так и закончился, не начавшись, мой визит в популярный театр «Маяковка». Как говорят корейцы в моём родном городе на ломаном русском языке: «Дзэнги нэту». Но очень кстати пришёл накануне по электронке промокод на скидку в 20% от «Театра Луны». И я за очень небольшие «дзэнги» попал, сам того не ведая, на один из лучших спектаклей, увиденных мною в этом сезоне.
Честно скажу, что с моей стороны это была авантюра. Во-первых, я не являюсь поклонником Эдит Пиаф, а, во-вторых, не сильно жалую мюзиклы. Мне больше хочется подумать над спектаклем, чем просто насладиться им. «Эдит Пиаф. Гимн любви» стал первым мюзиклом, на котором я побывал. Так что, мысленно поздравьте меня с почином.

II.
Когда читаешь биографию Эдит Пиаф, возникает ощущение, что это скорее синопсис какого-нибудь малоизвестного романа Виктора Гюго, нежели реальная жизнь человека.
Уже подробности появления на свет великой певицы вызывают удивление и лёгкий озноб. Закройте глаза и представьте Париж 19 декабря 1915 года. Пять часов утра. Ещё даже не предрассветная отвратительная зимняя мгла, а только её предчувствие. Прямо на ступеньках дома номер 72 по улице Бельвиль под моросящим промозглым дождём разрешается от бремени двадцатилетняя уличная актриса Аннетта Майяр. Пока её муж бродячий акробат Луи Гассьон в панике бегает по ночному Парижу в поисках кареты скорой помощи, случайно оказавшиеся рядом жандармы трясущимися озябшими руками принимают девочку Эдит Джованну Гассьон, взявшую позже сценический псевдоним Пиаф (что на парижском арго означает «воробушек»). Затем была слепота, мистическое прозрение, детство в публичном доме, который содержала бабушка по отцу, карьера уличной артистки и полное отсутствие какого-либо образования.
Эдит Пиаф походила на воробушка не только маленьким ростом и любовью к чёрным платьям, но и всей своей внешностью. Сутулая, порывистая, она не столько ходила, сколько скакала, словно маленькая птичка. Длинные руки, острый маленький жёлтенький носик, похожий на клювик, круглые и всегда удивлённые глаза немного навыкате. Она была очень далека от эталона женской красоты. При этом с ранней юности и до последнего вздоха имела многочисленные бурные романы с великими умными и сильными мужчинами, с которыми всегда расставалась первой (если только они трагически не уходили из жизни).
Чтобы лучше изучить личность Эдит Пиаф мне пришлось много прочитать о ней, посмотреть несколько фильмов с её участием, в том числе знаменитую картину «Монмартр на Сене» 1941 года. И тем удивительнее было сходство исполнительницы главной роли Ирины Зайцевой со своим персонажем. Создавалось ощущение, что передо мной материализовалась реальная Эдит Пиаф. Особенный шарм образу придавало живое исполнение легендарных песен. Некоторые даже не верили, что поёт сама Ирина Зайцева. В антракте ползли слухи, что звучит фонограмма. Но, во-первых, небольшое отличие всё же было: у реальной Эдит Пиаф (и это слышно на пластинках) ни с чем несравнимое ярко выраженное грассирование, которое в полной мере Ирине передать не удалось. Во-вторых, Ирина не просто актриса театра, у неё кроме театрального, балетного есть и музыкальное образование по специальности «певица и педагог эстрадно-джазового вокала», которое она получила в Училище им. Гнесиных. Так что, умение Ириной Зайцевой виртуозно исполнять песни Эдит Пиаф меня, например, восхищает, но нисколько не удивляет.
Благодаря такой уникальной и талантливой в разных областях актрисе и певице вся концепция спектакля строится на живом исполнении песен Эдит Пиаф. То есть, по сути это концерт, включающий в себя около десяти-двенадцати наиболее известных композиций, в перерывах между которыми передаются с помощью языка драматургии, некоторые факты из биографии звезды XX века. Но чтобы лучше понять эти факты, надо перед спектаклем хотя бы прочитать статью из Википедии об Эдит Пиаф (кстати, информация, которую вы почерпнёте на спектакле, за рамки статьи из этой интернет энциклопедии не выходит). Потому что, например, когда Эдит произносит со сцены фразу о том, что детство её прошло в публичном доме, кто-то нервно и громко хохотнул в зале, приняв данную реплику за шутку. Но большинство присутствующих с биографией звезды были ознакомлены, не узрели тут ничего смешного, и отнеслись к указанной информации максимально чинно и благообразно.

III.
Ирина Зайцева интересна тем, что роль Эдит Пиаф в данном мюзикле не единственная. Ранее она уже играла в спектакле «Диагноз: Эдит Пиаф» и даже получила в 2004 году диплом за лучшую женскую роль. А так же снялась в документальном фильме «Больше, чем любовь. Эдит Пиаф и Марсель Сердан». То есть, роль Эдит Пиаф – одно из её амплуа. Она как будто создана для неё.
Спектакль называется «Эдит Пиаф. Гимн любви». «Гимн любви» («Hymne à L'amour») – одна из самых популярных песен Пиаф, которую она написала сама и посвятила возлюбленному – боксёру Марселю Сердану. Об этой любви написаны книги, статьи, сняты художественные и документальные фильмы. Сама Эдит говорила, что Марсель – наиболее сильная и яркая любовь в её жизни. Их отношения продлились менее двух лет, и закончилась трагически – в октябре 1949 года Марсель Сердан летел к своей возлюбленной в Нью-Йорк, но самолёт разбился над островом Сан-Мигел в Атлантическом океане. Никто из пассажиров не выжил. Зная ветреность и непостоянность Пиаф, можно с большой долей вероятности предположить, что если бы не эта трагедия, то пара рассталась бы через пару лет по причине того, что Эдит увлеклась новым мужчиной. А может быть, и нет...

Канкан в исполнении актрис "Театра Луны".
Канкан в исполнении актрис "Театра Луны".

Кроме Ирины Зайцевой в спектакле задействованы другие интересные артисты, не только произносящие текст, но и танцующие, исполняющие сложные акробатические, гимнастические и даже отчасти цирковые трюки. Лично меня в который раз поражают красивые, молодые, элегантные девушки, коих в таком количестве я не видел больше ни в одном другом московском театре. Их танцы были не только красивыми и зажигательными, но и весьма спортивными: с колесом, растяжкой на шпагат и прочими сложными элементами.
Но больше всего (кроме живого исполнения песен Пиаф, разумеется) мне в этот вечер понравился канкан в исполнении красавиц «Театра Луны». У меня просто дух захватывало.
Все просмотренные спектакли я делю на две категории: те, на которые хочется пойти снова и те, на которые больше не вернусь. «Эдит Пиаф. Гимн Любви» попал в первую категорию. Обязательно нужно пересмотреть. Возможно даже не один раз.

P.S. Фото взяты с официального сайта "Театра Луны".