Русская поэзия всегда была богата на образы и темы. Но одна является сквозной или основной у каждого русского поэта. И тема эта - страдание русского народа. Эксплуатация простого мужика, которым можно крутить, как угодно.
«Хошь на фронт его отправишь, а ну а хочешь пашет пусть»
Сидит в нас что-то покорное и безвозмездно верующее батюшке царю. И вера эта строится на старой как коромысло надежде:
«Нужно ещё чуть-чуть потерпеть. Вот тогда заживём!»
Хотел переломить это ещё Ломоносов, который пробивал закон о том, чтобы крестьянские дети могли учиться хотя бы грамоте, но ничего не вышло. Ломоносов боролся и с немецкими академиками, которые лишь сидели на государственных пайках, а науку никак не двигали. Его мечтой было создать русское объединение учёных, а всех заморских гнать палкой со двора, потому как оно здесь только для вида.
Главная идея Ломоносова - побороть безграмотность и невежество в России. Не в рабском труде, а в учёности он видел спасение страны.
Посадили в острог на переобучение и дали чётко понять, что если полезет не в свои дела, то на беседу к императрице больше не будет допущен (а она его слушала со вниманием всегда).
На радикальные реформы по улучшению условий жизни простого человека во всех странах идут неохотно. Сегодняшний капитализм до блестящих косточек обсасывает работяг лишая их ресурса, а потом выкидывает на свалку истории доживать свои последние годы. Все россказни о счастливой и беззаботной жизни только в пыльных религиозных гримуарах, обещающих вечное блаженство. Здесь же на земле хорошо живут только эксплуататоры и их подпевалы с голубых экранов, хитро манипулирующие зрительским вниманием.
Русская скорбь в поэзии
Видел картину в полной мере и Николай Некрасов, который тоже особо ничего поделать не мог, оставалось только писать и размышлять кому на Руси жить хорошо, а кому не очень. А русский мужик продолжает страдать и петь свои застольные грустные песни о своей нелёгкой доле, не имеющего связей и капитала.
Одна песня сменяет другую, уходят правители, сменяются режимы и конституции, а скорбь остаётся. И кажется, что ей нет конца и края. А у Некрасова есть вот такой отрывок, который и за 200 лет не потерял своей актуальности:
(из «Размышлений у парадного подъезда»)
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздаётся
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовётся —
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, —
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснёшься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
1858