Чем возмущаются родители и учителя? –Ребёнок не учит!! Родители ещё могут добавить: учит, но не может применять. Покажу приём, позволяющий ребёнку понять свою личную ошибку, а значит не допускать их снова.
Помогать сохранять позитив будет художник Нино Чакветадзе (vk.com/ninoart_spb)
Я опять ничего нового не скажу. В моих статьях главное-не ЧТО, а КАК.
Проговаривание учащимися рассуждений по алгоритму вслух помогает понять, где происходит сбой. Часто причиной ошибки становится то, что сначала читают слово вслух. Происходит следующее: подсознание, которое срабатывает быстрее, чем наши разумные рассуждения, приводит к тому, что ребёнок сходу читает НЕПРАВИЛЬНО, а потом уже само собой подбиваются «удобные» объяснения. Ещё раз повторюсь: первые раз 20 рассуждать только вслух, начиная определения ударения (это могут сделать быстро и молча) и далее вслух начинать не с произнесения слова, а сразу с инфинитива. Попробуйте – и вы убедитесь в моей правоте.
Пройдёмся по алгоритму( стрелочки, уходящие в сторону, связывает это правило с правописанием суффиксов причастий). Это не совсем, но другая история.
1. Косность мышления – вещь плохо преодолимая, поэтому часто повторяемый процесс может помешать в изменённых условиях сделать правильный вывод. Например, пустили на экране слова на английском языке и включили слово «топор» на кириллице – конечно, все прочитали «monop». Так что неудивидельно, что после долгого отрабатывания правописания БЕЗУДАРНЫХ окончаний глагола, дети в тестах его и применяют в словах типа «летЯт»: вслух-то не читают ( забывают, что если есть ударение на окончании, значит, не требуется применение правила). Потом несказанно удивляются сами себе. Поэтому я и поместила этот момент в самом начале, чтобы начинали всё-таки с ударения.
Теперь идём по шагам ( повторюсь, алгоритм должен состоять из 3-4 шагов).
2. Шаг 1.
Часто сбой идёт на этом этапе. Ребёнок не может правильно подобрать инфинитив. Причины очень разные, выход один – расширять словарный запас. Пусть записывает пары с начальной формой, прочитывает их вслух
3. Шаг 2.
Дети (не все, конечно, но я ориентируюсь на тех, кому трудно) долго пытаются вспомнить правило в формулировке школьного учебника. Это долго, в голове масса информации, они теряются – в итоге их ругают, что не учили. Депрессия или ненависть.
А тут всего 2 вопроса! Главное – чтоб от зубов запомнили слова-исключения. И тогда ошибок не будет.
Если же ошибки есть, прослушайте, как размышляют вслух. Думаю, увидите, что на правило не смотрят, а по привычке гадают: как лучше. А отличники – тем вообще главное-подчеркнуть свои успехи, и пропускают эти вопросы. В итоге сбой. Заставляйте проговаривать по шагам!
Шаг 3.
С глаголами 1 спряжения – просто. Единственное что сбивает, это слова «брить», «стелить». Только многократным повторением можно преодолеть. Простое заучивание слов мало помогает. Надо, чтобы раз 5-10 написал с ошибкой, исправил – вот тогда эффект будет.
НО в обязательном порядке надо запомнить набор слов на «-ять», потому что в большинстве своём дети пишут инфинитивы с ошибкой, что, естественно, сбивает весь ход рассуждений.
Итак, если вы видите ошибки, заставьте проговаривать всё по шагам и выделите тот момент, где происходит сбой. Многократное повторение алгоритма так заседает в голову, то со временем этот процесс сокращается и часто становится автоматичесим навыком.