Найти тему
Отцы-молодцы

Два самых нелюбимых "школьных" писателя

К Николаю Гавриловичу Чернышевскому в школе формируется однозначно негативное отношение. Как, впрочем, и Горькому. Это два самых нелюбимых писателя учеников. Вина в этом не учителей. Хотя и отчасти их тоже. Проблема в том, что произведения, изучаемые в школе, абсолютно никак не затрагивают потребности школьников. Более того входят в противоречие с ними. Подбор школьной программы осуществляют люди не знакомые с возрастной психологией. Говоря о романе Чернышевского «Что делать?» Лесков писал: «Роман господина Чернышевского прочитан великим множеством русского люда. О тех, которым идея романа прямо не понравилась, говорить нечего. (Выполнение романа не может понравиться никому, и дело, как я уже сказал, вовсе не в выполнении.) Те же, которые приходили от него в восторг, теперь стоят на экзамене». Чернышевского еще предстоит открывать каждому. Чтобы читатель взял в руки Чернышевского (дамам особенно рекомендуем начать с «Истории одной девушки") процитируем самого Николая Гавриловича:
1. Наука не в школах. В школах - чопорное тупоумие невежд. Наука в книгах и в личном самостоятельном труде над приобретением знаний из книг и из жизни, а не из школы, где никогда со времени изобретения книгопечатания не оставалось из науки ничего, кроме плесени.
2. Характер школьного преподавания - сухое, тупоумное педантство. Это почти неизбежно так по самой сущности дела. Кому не надоест 10-20 лет толковать год за год все одно и то же? Учитель, профессор почти всегда занимается своим делом с отвращением и, для облегчения своей тоски, заменяет науку простой формалистикой. А вдобавок обыкновенно и глупеет от глупой скучности своего ремесла.
Н.Г. Чернышевский
Обратим внимание на ключевые слова: «тупоумие невежд (учителей)», учитель «глупеет от глупой скучности своего ремесла», «самостоятельный труд». В тезисе дано состояние учительства, причина этого состояния и указан выход из кризиса – самообразование.
Последний тезис самый важный – в нем заложена перспектива: самообразование через книги-самоучителя, мотивирующие на самообразование, развивающие способности и формирующие знания.
Для подкрепления вывода приведем слова Толстого:
«Через сто лет отживут все готовые заведения – училища, гимназии, университеты, и вырастут свободно сложившиеся заведения, имеющие своим основанием свободу учащегося поколения».
Что касается Горького то его читать начинают в зрелости. Он писатель для зрелых личностей. Особенно полезен мужчинам для "дозревания". Начать можно с рассказов: "О первой любви" и "О безответной любви". Эти рассказы помогут начать новое знакомство с Горьким.