Найти тему
Бизнес Со Смыслом

Как меняются координация и мотивация в организации при развитии по спиральной динамике

Оглавление

Завершаем нашу серию статей о пяти ключевых функциях менеджмента! Мы уже разобрали, как меняются планирование, делегирование и контроль при развитии организации по спиральной динамике, а сегодня рассмотрим трансформацию координации и мотивации.

На фиолетовом уровне

Координация работы происходит ситуативно, так как сотрудники не готовы осознанно давать друг к другу обратную связь — они больше всего боятся испортить отношения.

За координацию подразделений отвечает руководитель, причём о необходимости это сделать он должен догадаться сам. Это его работа, а сотрудники — лишь исполнители.

Разумеется, на уровне племени нет и не может быть никакой самоорганизации.

На этом этапе мотивирует потребность заботиться о собратьях, а также возможность получать поддержку и заботу в ответ. Мы вместе, чтобы выжить. Если организация обо мне заботится и предоставляет социальный пакет — она хорошая.

На красном уровне

Если лидер долго отсутствует, то результативность команды резко проседает. Авторитарные организации питаются энергией лидера. Работа без его координации порой вообще останавливается, так как разрозненные подразделения не умеют друг с другом договариваться и в целом не ценят обратную связь друг от друга. А инициатива вообще опасна.

Только руководитель дает обратную связь, только он может поддерживать, вкладываться лично в развитие каждого своего подчиненного. Главный мотиватор - это обратная связь от лидера. Похвала или критика. Влияние лидера очень сильно. Как следствие, лидер на этом уровне тяжело переживает увольнение сотрудника, потому что воспринимает это как личное предательство, удар по своему авторитету!

На красном уровне появляется определенная степень самоорганизации: сотрудник способен сам зафиксировать, отчитаться о задаче, а также прийти к руководителю и попросить о помощи, если что-то непонятно.

На синем уровне

Координация операционной работы теперь происходит по горизонтали, сотрудники с благодарностью принимают обратную связь и стремятся общими усилиями улучшить систему управления организации.

Каждый теперь способен сам поставить себе задачи, спланировать свою работу и выполнить ее, лишь информируя руководителя о промежуточных и итоговых результатах.

Вместе с «синим» контуром появляются зоны ответственности, включающие метрики, обязанности, домены и политики. Лидер любой зоны сам принимает все решения в пределах своих полномочий, но обязан проинформировать команды и руководителя за некоторое время до старта выполнения, чтобы у них была возможность отреагировать.

Мотивирует теперь не столько похвала руководителя, сколько командная гордость за честно выполненную работу и положительную обратную связь от внешнего и внутреннего клиента.

На оранжевом уровне

Координация работы происходит по горизонтали не только в «синем» контуре, но и в оранжевом: проектные команды из разных подразделений способны без руководителя регулярно встречаться, планировать свою работу и делать. Лидер лишь помогает, когда его просят.

Мотивация смещается в чувство гордости за достигнутые сверхрезультаты, созданные инновации для клиента и, конечно, большие деньги, на которые покупается новейшая крутая машина, строится дом на зависть всем и в целом поддерживается престиж.

В региональном филиале одной телекоммуникационной корпорации менеджеры собрались на кризисное совещание. Обсуждали, как выполнить план по подключению новых абонентов. От него зависела годовая премия, и пока ничего не получалось. Все приуныли. Пока коммерческий директор вдруг не предложил:

— А давайте мы отключим старых абонентов и снова их подключим. И выполним план тогда. У нас же нет ответственности за показатель по отключенным абонентам, верно?

— Верно, — подхватил руководитель филиала. — А что, хорошая идея. Так и сделаем.

План был выполнен, премии получены. Но менеджеры из головного офиса в Москве, проанализировав ситуацию, на следующий год поставили ограничение и по отключенным абонентам, превышение которого лишало всех премии. До следующего кризисного совещания оставалось еще 10 месяцев...

На зелёном уровне

В менеджменте применяются коучинг, фасилитация, управление через принципы, ценности, миссию. Появляется коллегиальное управление через различные комитеты и консенсус мнений. В больших корпорациях зеленый уровень начинает проявляться в управляющих компаниях. Также он хорошо подходит для объединения ассоциаций и сообществ.

Координация работы происходит через многочисленные кросс-функциональные комитеты и советы. И со временем она начинает занимать все больше времени, а недовольство этим ложится в основу появления следующего уровня.

Мотивацией становится возможность служить общему делу, улучшать мир, реализовывать свои мечты. Наконец появляется команда в полном смысле этого слова, люди способны сами реагировать на случаи отклонения или соблюдения идеологии организации. Как же хорошо нам всем вместе работать, братья!

Но если сильно заиграться в эту операционную систему, то можно понять смысл мудрой фразы: «Если я оставляю рядом с собой только единомышленников, которые видят этот мир так же, как я, то со временем никто вокруг меня не сможет увидеть то, чего не могу увидеть я». Организация превращается в секту со всеми вытекающими последствиями. Но нас выручит интегральная операционная система следующего уровня!

На жёлтом уровне

Появляется максимальная самоорганизация. Каждый сотрудник способен автономно вести свою работу в едином информационном поле: все задачи, заявки, проекты и цели прозрачны и доступны всем. Если у сотрудника появляется напряжение (теншен) — он тут же сам его разрешает.

Решения принимаются быстро по методу консента — владелец домена информирует команду о решении, которое он планирует принять, и если нет валидных возражений — то просто берет и делает.

Все могут взаимодействовать со всеми в рамках единого информационного пространства ролей и кругов, целей и зон ответственности. Координации нет, и при этом она везде, а потому естественна и непрерывна.

Фокус мотивации смещается в сторону получения удовольствия от раскрытия своего потенциала, от возможности играть по своим правилам, самому находить решения задач. Нет никаких ограничений, кроме тех, что в голове Игрока!

Больше прикладной информации о применении инструментов спиральной динамики в бизнесе ищите на одноимённом портале — и в этом блоге!