Найти в Дзене
Надя Папудогло

Дети-блогеры и их деньги - или деньги их родителей

Кадр со съемок фильма "Малыш"
Кадр со съемок фильма "Малыш"

По мотивам новостей «как у них» - на днях во многих СМИ промелькнуло, что штат Иллинойс, США, стал первым штатом, который принял закон, который должен дать финансовые гарантии детям-блогерам. Его суть в том, что родители ребенка, которые является создателем (активным или пассивным) цифрового контента будут нести ответственность за прибыль, полученную с блогерской деятельности и будут обязаны заносить процент на специальный трастовый счет, которым ребенок сможет воспользоваться после совершеннолетия.

Причем речь идет не только о контенте, где дети, условно, являются главными героями (вспомним Гном Гномыча), но и просто появляются в родительском контенте, то есть сегмент счастливых матерей, счастливых семей и так далее. Норма четко определяет, с какого момента ребенок становится полноправным участником контента: дети должны быть представлены не менее чем в 30% контента в течение 30-дневного периода и охватывает все социальные платформы, которые можно монетизировать (включая, разумеется, сегмент видео).

Дети "заслуживают того, чтобы их защищали от родителей, которые попытаются воспользоваться талантами своего ребенка и использовать их для собственной финансовой выгоды", - так комментировал эту ситуацию Алекс Гоф, пресс-секретарь губернатора Иллинойса.

Почему меня заинтересовала эта новость? Потому что очень напомнила знаменитую историю Джеки Кугана, мальчика-актера, который, в том числе, был звездой фильма Чарли Чаплина «Малыш», снимался в роли Оливера Твиста. Этот мальчик был одной из самых дорогих звезд Голливуда. В 10 лет он был самой узнаваемой звездой Голливуда, обгоняя Рудольфа Валентино. Был лицом мирового благотворительного тура, а в Италии его даже принимал в Ватикане Папа Римский Пий XI. Параллельно папа мальчика успешно превращал ребенка в бренд, создав продюсерскую кампанию Jackie Coogan Productions. Куклы, арахисовая паста, школьные принадлежности. Деньги текли рекой.

Потом Джеки вырос. И все, слава закончилась. Взрослый Куган уже не был востребован. Казалось бы, а все эти годы – сколько денег. Но у Джеки не оказалось ничего – его счета были пусты. Он начал тяжбу против матери, прецедентным результатом которой и стало принятие закона, защищающего финансовые права детей актеров. Называется он Акт Кугана. В числе прочего он диктовал, что контракты студий с детьми-актерами возможны только при отчислении части гонораров (современная редакция закона говорит о 15%) на специальный трастовый счет, доступ к которому ребенок получает после совершеннолетия. Узнаете?

Плюс закон четко проговаривал, что в целом деньги, которые получают дети-актеры, являются их собственными деньгами, а не заработком их родителей, устанавливал нормы и условия для детского труда и так далее.

Аналогичные законы есть и в других странах. Например, во Франции. Закон, аналогичный акту Кугана, работал в стране уже давно, а в 2019 году норма была распространена и на онлайн-сегмент помимо традиционной индустрии развлечений. Закон предписывал четкие нормы труда, формирование счета для детей с отчислениями, которые станут доступны после совершеннолетия, а также распространил на платформы требования об обязательному удалению контента по заявлению от несовершеннолетнего. В принципе в общем регламенте ЕС по защите персональных данных уже была такая норма, но она не распространялась на данные, относящиеся к «личной или бытовой деятельности», которая охватывает большинство семейных социальных сетей.

Что у нас? У нас есть наш классический ТК, одна из статей которого охватывает такие сегменты детской профессиональной деятельности – кино, театр и театральные организации, концерты, цирки. Остальные сферы находятся как бы в серой зоне – например, детский моделинг, не говоря уже о блогерах.

Разумеется, не должны нарушаться условия труда (включая допустимое время работы), эти виды деятельности не должны мешать детям посещать образовательные учреждения и не должны наносить им морально-нравственный и физический ущерб (как определять это на уровне сценариев - открытый вопрос). Естественно, все идет с согласия и от имени родителей, естественно, никакого регулирования отчислений с детских заработков нет.

Вспоминала тут недавно, сколько платили моему ребенку за разные интеграции. Четыре раза он снимался в рекламе – каждый раз заплатили что-то около 5000 рублей за 5 часов работы (никаких договоров не было, все на честном слове). Тогда он был совсем маленьким, поэтому деньги были потрачены на его нужды мной. Несколько раз он участвовал в маркетинговых исследованиях – тут платили по договору, все было идеально оформлено, по 10 000 за два часа, деньги я положила на его счет в банке, он тратил их на свои большие покупки (наушники, что-то для приставки и так далее). Один раз мы работали с рекламой по бартеру – и это было самое эффективное сотрудничество, мы получили обувь для школы и носили ее с огромным удовольствием.