На данный момент сложилась устойчивая практика раздела имущества супругов в тех случаях, когда подтверждается вложение в покупку личных денег мужа или жены (подаренных, унаследованных или вырученных с продажи личного имущества).
По мнению судов, та часть имущества, которая была оплачена личными средствами супруга, принадлежит только ему и не делится в случае развода. Но недавно в практике Верховного суда РФ появился пример, который показал, что и в этом правиле не обходится без исключений.
До высшей инстанции дошел такой спор. В 2013 году супруги купили квартиру за 4,5 млн рублей, из которых 3,8 млн они оплатили продавцу сразу, а 700 тысяч рублей взяли в кредит (позже они направили в счет его погашения средства материнского капитала).
При этом за несколько дней до сделки жена продала свою квартиру (за 3,1 млн рублей) и внесла эти деньги в счет оплаты нового жилья. А в 2022 году семья распалась и между супругами возник спор по поводу раздела этой квартиры.
Жена настаивала на том, что с учетом личных вложений ей должны принадлежать 82/100, детям — по 2/100 (с учетом правил использования средств материнского капитала), а мужу — 14/100, которые она тут же предложила выкупить у него за 980 тысяч рублей.
Муж, в свою очередь, требовал признать за ним право на половину квартиры, поскольку при ее покупке в договоре они сразу определили, что в собственность каждого из них переходит по 1/2 (и в ЕГРН были зарегистрированы именно эти доли).
В первой инстанции признали, что договор купли-продажи квартиры с распределением долей между супругами имеет силу соглашения о разделе имущества, и признали доли супругов равными, за вычетом лишь долей, которые полагались детям (соразмерно сумме вложенных средств материнского капитала).
Но в кассации это решение отменили, отметив, что муж признал факт вложения женой ее личных денег в покупку спорной квартиры — значит, необходимо распределить доли с учетом этого обстоятельства.
Однако Верховный суд РФ не согласился с кассационной инстанцией, обратив внимание на дату, когда была куплена квартира:
- договор купли-продажи был подписан в 2013 году — а в то время закон не требовал нотариальной формы для соглашений супругов о разделе имущества (ст. 38 СК РФ).
Она стала обязательной с 29 декабря 2015 года — когда вступили в силу соответствующие поправки в Семейный кодекс (Закон от 29 декабря 2015 г. № 391-ФЗ).
Поэтому этот договор можно признать фактическим соглашением о разделе имущества, которым супруги отменили режим совместной собственности на квартиру, определив каждому по 1/2 (даже при отсутствии нотариального удостоверения);
- в связи с этим при разделе следует руководствоваться условиями их соглашения — и вопрос, кто из супругов вложил личные деньги и сколько, уже не имеет значения.
С учетом этого, Верховный суд РФ оставил в силе решение суда первой инстанции (определение ВС РФ №11-КГ23-6-К6).
Если бы супруги купили квартиру после 29 декабря 2015 г., спор решился бы иначе: не удостоверенный нотариально договор купли-продажи с определением долей супругов не признали бы соглашением о разделе имущества — и квартиру поделили бы с учетом личных средств, вложенных женой.
А о том, как супругу оформить вложение личных средств в покупку совместной квартиры (чтобы увеличить потом свою долю в праве собственности), рассказывается в инструкции для подписчиков моего канала на платформе Boosty.