У японцев считалось, что хороший, правильный меч обязательно должен быть испытан в деле. Желательно - на человеке (сойдет и мертвый, так даже лучше), поскольку мечом не лозу полагается рубить, не солому и не дрова...
Практика испытания меча вообще именовалась тамэсигири. Тем же термином (он двузначный) обозначалось и искусство мастера, мечника, способного наносить качественные, сложные в исполнении результативные удары. В узком же смысле, конкретно метод апробирования мечей на телах казненных преступников - это суэмоногири. Но эпоху Эдо более употребимым термином был именно тамэсигири, только лишь в наше современное время он употребляется в значении "спортивная рубка макивар".
В эпоху Эдо, когда войны кончились, а мечи тестировать все-таки надо было, этим занимались тамэси-гоё - штатные, официальные испытатели мечей, принадлежащие в основном к клану Ямада. У Ямада было несколько логических предшественников из других родов и фамилий, но именно клановой профессией и основным видом заработка испытание мечей на телах покойников (свежих, только что казненных) сделал только род Ямада.
Забегая в сторону - в какой-то мере вынужденно. Дело в том, что изначально семья Ямада была родом... Ронинов. Тех самых ронинов, "бесхозных самураев".
Кстати, фактический основатель этой линии Ямада, Садатакэ, учился фехтованию в одной школе (додзе) вместе с двумя примечательными персонажами - Хорибэ Ясубэй Такэцуне и Фува Кадзуэмон Масатанэ, которые впоследствии оказались членами той самой знаменитой группы - 47 ронинов...
Ронин в Японии того времени вовсе не обязательно - презираемая личность, хотя статус его был ниже полноценного "самурайского". В отличие от полноправных самураев, как высших - хатамото, так и низших - гокэнин, ронины не получали от государства ежегодную "пенсию" чисто на пропитание. Они должны были как-то выкручиваться сами. Вот Ямада и выкручивались...))
Официальная плата испытателю мечей из клана Ямада за каждый испытанный меч была - три серебряных монеты (бу). Если тестировщик выполнял еще и функции палача, что бывало не всегда, то ему причиталась отдельная плата в 2 серебряных монеты - "за полировку меча". Это даже в тогдашней Японии было не так уж много, в пересчете на современные деньги это примерно 20 00 йен, или 200 долларов США...
Поэтому семья Ямада довольно оперативно вытребовала себе право... Производить лекарства из печени, мозга, желчного пузыря и желчи тел, которые им выдавались (через посредство мати-бугё - полицмейстера) для тестирования мечей.
И основной заработок тестировщиков мечей вплоть до XIX века базировался в основном на торговле этими лекарствами - чрезвычайно модными и популярными в народе. Так, например, считалось, что этими средствами можно вылечить туберкулез. Поэтому цены на них Ямада ломили немалые.
Вот эта, например, трехметровая статуя:
именуется Кубикири-Дзидзо, то есть "Обезглавленный Дзидзо" (сам Дзидзо - одно из местных божеств в ранге бодхисаттвы). Была поставлена в местечке Кодзукахара, где в основном в эпоху Эдо и проводились как казни, так и испытания клинков, Ёситоки Ямада (либо его наследником - Ёсицугу), тогдашним лидером семьи, как раз на деньги... В основном с "медицинских" доходов.
Зачем? А чтоб смотрел. Рассказывают, что, по задумке Ёситоки, эта статуя должна оказываться последним, что увидит приговоренный.
Впрочем, статуи этой уже не существует - в 2012 году ее развалило землетрясением...
Кстати, если кто-то сочтет подобную практику чисто японской дикостью - я замечу, что в Европе палачи "барыжили" ровно тем же самым. Только в ход там шли еще и веревки от повешенья, и трава, растущая под ногами повешенных. В Японии просто именно этот вид казни не практиковался, а тестировщики мечей палачами не считались, хотя иногда и "работали по-живому", выполняя функцию штатного палача - кубиути-яку.
Подобный заработок людей данной профессии - это общее практически для всего мира явление в обществах, где господствует "магический" тип мышления.
Но был у семьи Ямада еще один, довольно забавный приработок. Отсеченные мизинцы с тел они продавали... Гейшам.
Зачем?
А в Японии тогда была традиция - гейша в знак верности особенно постоянному клиенту отрезает себе и дарит ему мизинец. Так ведь на всех клиентов мизинцев-то не напасешься! ))
Источник - М. Сеско, "Тамэсигири: история и развитие испытаний японского меча".