И ты не обиделся. Потому что ты ещё не умеешь обижаться... Потому что как только ты научишься обижаться, в ту же секунду, не в следующую, а в ту же секунду ты научишься обижать. Е. Гришковец
Чтобы ослабить чувство обиды на другого человека, полезно поискать источники наших ожиданий по поводу поведения близкого человека. И одним из источников этих ожиданий является наше собственное поведение. Мы думаем, что если нам свойственны определенные поступки, чувства или ценности, то и другой должен быть похож на нас в этом отношении.
Мы так и говорим:
Я себе не позволяю опаздывать, почему она…
Когда он болел, то я о нем заботилась, а он..
Я не понимаю как можно…?!
Иногда такая установка подогревается простыми социальными правилами:
«Поступай с другими людьми так как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой».
«Добро возвращается сторицей». Обманушись, обиженные люди иногда говорят «не делай другим добра, не получишь зла».
Т. е. мы исходим из того, что другие люди должны иметь психическую организацию, идентичную нашей. У любого поступка есть множество причин и если мы действительно пытаемся понять и объяснить поступок другого человека, то обида обычно ослабевает.
Но вопросы, которые человек задаёт в состоянии обиды – риторические. Они не направлены на понимание другого и ему не интересно, что на самом деле происходило с человеком. К сожалению вопросы, которые мы задаём в конфликтной ситуации, часто лишь прикрытие для навязывания другому человеку чувства вины.
Почему ты так себя ведешь?! (Перевод: ты должен вести себя так как хочу я!)
За что ты меня ненавидишь?! (Перевод: ты не должен испытывать злости по отношению ко мне!)
Как ты мог так поступить?! (Перевод: ты должен всегда оправдывать мои ожидания!)
Поэтому попытка отвечать на такие вопросы часто вызывает раздражение, обиженный может недослушать, перебить, начать возражать, что-то доказывать. Если вдумчиво поразмышлять о возможных причинах поведения другого человека или спросить его об этом непосредственно, то иногда обида рассеивается очень быстро. Также полезно поискать источники наших ожиданий относительно поведения другого. Эти источники бывают:
- Пример нашей семьи и близкого окружения
- Собственные ценности и поступки
- Правила поведения, которые мы усваиваем в процессе социализации
- Образцы желаемого поведения из книг, кинофильмов, песен, сказок, историй.
Автор: Крыжка Роман Викторович
Психолог, Консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru