Найти в Дзене

Немой

Давно — давным, в стародавние советские времена, когда социализм еще пышно цвел в Советском Союзе, в далеком селе в Нечерноземной зоне, как тогда говорили, случилась эта история.

Село это было большое, как говорилось в тогдашнем справочнике — «одно из самых больших в Горьковской области» - под пятьсот дворов, тысяча с лишним человек населения. Жители почти поголовно работали в местном колхозе.

Жизнь текла спокойно и размеренно, самым большим преступлением был очередной — раз в два — три года - взлом двух сельских магазинов, (местные называли это - «подломать»). Один магазинов — кирпичный- находился в центре села, возле клуба, его «подламывали» реже — раз в несколько лет, потому что был на виду. Второй магазинчик (местные его называли - «чапок») под гордым названием «Голубой Дунай» - находился в конце центральной улице, которая

спускалась вниз, ближе к концу села. Назывался он так, потому что выкрашен был он в жизнерадостный, нежный небесно — голубой цвет. Так вот, его «подламывали» гораздо чаще — примерно раз в год, видимо потому что находился на отшибе.

Приезжал участковый из района, что - то выискивал, опрашивал местных жителей, которые, естественно, ничего сказать не могли, потому как ночью крепко спали после тяжелого трудового дня на колхозных полях и фермах.

Эта центральная улица села раньше, до революции, называлась Кузнецовкой, потому как почти на каждом дворе, позади дома находилась кузница. Каждое воскресенье домовитые мужики запрягали лошадь и везли свои изделия — бороны, подковы, лемехи и прочую необходимую в хозяйстве утварь на ярмарку — в соседнее большое село - Починки, которое как ни странно, имело до революции статус города. С установлением Советской власти все кузницы были порушены, а улица получала гордое название «улица 1 — го Мая». Впрочем, это название писали только на почтовых конвертах, в ходу было только одно наименование — «Кузнецовка».

Вот на этой самой улице, примерно посередине её, и случилось чудовищное, кровавое преступление — самое настоящее убийство, да еще и двойное!

Дело было так. На Кузнецовке, в обычной крестьянской избе жил парень — крепкий, сильный, спортивного телосложения. Жили они вдвоем с матерью и летом работали как и все, в колхозе. А зимой он часто ходил на охоту со своим стареньким дробовиком и , как ни странно, часто приносил убитых зайцев. У него были собаки — единственные в селе породистые овчарки.

Всем был хорош парень — видный, крепкий атлет, настоящий красавец. Но был у него один недостаток — он был немой. Говорили, что в детстве, в самом раннем возрасте, заболел он корью - ходила тогда по селу такая зараза. Температура держалась высокая и маленький Коля — так звали мальчика — метался в жару и бредил. Однажды, его мать, не выдержав его стонов, желая облегчить его муки, дала ему попить холодного кваса. Случилось страшное - Коля перестал разговаривать. Совсем перестал. Мать, обезумевшая от горя, несколько лет возила его в районную больницу и и один раз — даже в область, за двести пятьдесят километров. Но все было напрасно — речь не восстанавливалась. Его так и звали на селе - «Немой», по местному говору «Нямой». (Такой был говор у местных жителей — они почему — то букву «е» часто заменяли на букву «я» - «нямой, пясок, лясок, гипотянуза»).

И вот, пришло ему время подыскивать подругу, спутницу жизни. И он ее нашел — в райцентре, стройную, со всеми женскими формами, очень чувственную и красивую. Звали её Лёлька, она устроилась в колхоз дояркой. Какое — то время молодожены жили вполне себе счастливо, тихо и спокойно. Она часто ездила зачем — то в район, откуда привозила красивые платья. Где она их брала - неизвестно.

И еще подруга Немого любила не в меру распускать язык — часто в пылу ссоры, кричала на пол села, какая она красивая и какие у нее любовники — из числа районного и даже местного начальства. Конечно Немой очень сильно ревновал и не раз, после очередного скандала на пороге крыльца рубил топором в клочья ее красивые модные наряды.

После одного такого скандала это и произошло. Летом, примерно в начале июня, в стране проходили выборы. Это название у них такое было - «выборы», а на самом деле выбора никакого не было — все дружно голосовали за единственных кандидатов, которых выдвигали власти. И никаких возражений ни у кого не было — дескать, властям виднее, кого выдвигать.

Так вот, в этот погожий июньский день кого — то выбирали — то ли судей, то ли каких то депутатов. Все, прошло, как всегда чинно и спокойно. Вечером, как и положено в определенное время, участок в местном клубе, закрыли, подсчитали голоса. Местное начальство, члены избирательной комиссии, по традиции засело в одном из кабинетов, чтобы отметить это событие. Присутствовали председатель сельсовета, участковый из района, представитель районной власти. Был еще председатель колхоза, но он ушел — не любил пьянок. Оказалось, это спасло ему жизнь. Остальные выпивали, закусывали.

Вдруг в клубе произошло какое — то движение — кто - то закричал в вестибюле клуба. Дверь в кабинет, где «заседали» члены избирательной комиссии, резко распахнулась и на пороге возник «Немой» с двухствольным ружьем в руках. Раздался выстрел. Участкового - он попал на прицел первым - вместе со стулом, отбросило назад. Следующая пуля поразила председателя сельсовета — с грохотом, он так же вместе со стулом рухнул на пол.

Немой выбежал из клуба и побежал куда - то, пропав в темноте. Началась суматоха — истошно заголосили женщины, заматерились мужики, вбежав в помещении, где в дыму виднелись убитые.

Пока нашли машину, пока обоих довезли до Починок, оба оказались мертвы. Через некоторое время, уже ночью, из Починок прибыло целое подразделение милиции — аж пять человек, которыеоцепило дом Немого и приготовилось к штурму, который не понадобился: из дома вышла рыдающая мать Немого и рассказала, что её сын застрелился из того самого охотничьего ружья. Говорили, что у Немого в кармане нашли список людей, которых он намеревался застрелить.

Рядом лежали его верные овчарки — он их убил тоже.

Пересудов было много — всех потрясло небывалое кровавое событие. Такой жути в селе отродясь не бывало. Потом начали соседи вспоминать — как молодожены часто страшно ругались, как Николай страшно ревновал, как в лапшу рубил ее наряды. Выяснилось, что она провоцировала его, выдумывая небылицы, что местное начальство ходит у нее в любовниках. Называла конкретные фамилии.

Случилась эта жуткая история в июне 1970 года…

А что же с бывшей подругой Немого? Она исчезла на следующее утро после смертоубийства. И никто ее никогда больше не видел…

Со временем страсти улеглись и жизнь в селе постепенно вернулась в прежнее безмятежное русло.

Говорят, что в жизни часто присутствует и любовь и ненависть, страшное и смешное. Если и есть что — то смешное в этой истории, так это то, что буквально на следующий день «Голос Америки» передал, что — в таком — то селе в Горьковской области человек в день выборов совершил террористический акт против представителей власти - убил из ружья двоих членов избирательной комиссии в день выборов …из - за протеста против Советской власти.

Удивляло еще и то, что так быстро и оперативно далекий «вражий голос» отреагировал на происшедшее…

Так закончилась эта удивительная и одновременно страшная история...