Найти тему
Minsknews.by

Эволюция зубоврачебного кресла и первые «Жигули». Этот день в истории: 15 августа

Оглавление

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 15 августа в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1848 год. Запатентовано зубоврачебное кресло

-2

На протяжении многих столетий схема лечения у дантиста была предельно простая: пациент располагался на полу, а врач зажимал его голову коленями, чтобы не дергался и не мешал орудовать клещами или сверлом.

Лишь в начале ХVI столетия итальянец Джованни Платеарио всерьез задумался над тем, как помочь страдальцам. Он начал пользоваться низким креслом с невысокой спинкой, что обеспечивало врачу относительно удобный доступ к челюсти. Аналогичным образом примерно в то же время поднял пациентов с пола и француз Пьер Фушар.

День 15 августа 1848 г., когда Уолдо Хэнчетт получил свой патент, стал в истории зубоврачебного кресла важной, но все же промежуточной датой. Важной, потому что появилась такая существенная деталь, как подголовник. Промежуточной, потому что оставалась нерешенной проблема регулировки высоты и наклона сидения. Стоматологическому креслу предстоял еще длинный эволюционный путь прежде чем стать таким, каким мы его видим сегодня.

1877 год. Томас Алва Эдисон предложил в качестве телефонного приветствия слово «алло»

-3

В этот день знаменитый изобретатель написал письмо президенту телеграфной компании Питсбурга, в котором доказывал, что лучшим вариантом приветствия при общении по телефону является слово «hello», которое у нас трансформировалось в «алло». И ведь доказал! Потому что были и другие варианты. Если бы, например, прошло предложение изобретателя телефона Александра Белла, весь мир сегодня говорил бы не «алло», а «эхой».

1914 год. Через Панамский канал прошло первое судно

-4

Панамский канал, позволивший кораблям проходить по короткому пути из Атлантического в Тихий океан, оказал огромное влияние на развитие судоходства и мировой торговли. До его появления морякам приходилось отправляться в долгое и опасное обходное путешествие вокруг южной оконечности Южной Америки с обязательным проходом через бурные воды у мыса Горн. Желание сократить этот маршрут было вполне естественным, а наличие относительно тонкой перемычки между материками как бы само подсказывало место, где нужно копать канал. Однако только в конце XIX века инженерная мысль и технические возможности достигли того уровня, при котором мечта о морском канале, соединяющем два океана, могла быть реализована.

Первая попытка прорыть судоходный канал на Панамском перешейке была предпринята в 1879 г. французом Фердинандом Лессепсом, под руководством которого построили Суэцкий канал. Но проект оказался неудачным, организация труда оставляла желать лучшего, а стоимость работ недооценили: к 1888 г. на строительство потратили почти в два раза больше средств, чем предполагалось, а выполнена при этом была лишь треть запланированного. Кроме того, строителей косили инфекционные заболевания: малярия и желтая лихорадка. От них погибли около 20 тыс. человек. Как писали тогда газеты, одновременно с рабочей силой из Франции везли гробы.

Строительство канала приостановили, Лессепса обвинили в мошенничестве, компания обанкротилась.

В 1904 г. за проект взялись американцы. К делу подошли с подготовкой — предварительно снарядили на Панамский перешеек большую экспедицию, которая вывела комаров – переносчиков болезней. Правда, впоследствии несколько тысяч рабочих все же умерли от тропических заболеваний.

Строительство заняло почти 10 лет, на него ушло 400 млн. долларов. Наконец, 15 августа 1914 г. по водной артерии в 80 километров, заменившей обходной путь в 19 тыс. километров, прошел первый пароход. Но только в июне 1920 г. состоялось официальное открытие Панамского канала. Сегодня суда преодолевают его в среднем за 8-9 часов. Ежегодно этим маршрутом проходят около 14 тыс. судов, несущих около 280 млн. т груза, что составляет 5 % мировых океанских грузоперевозок.

1966 г. Подписано соглашение Министерства внешней торговли СССР с итальянской компанией Fiat о создании Волжского автомобильного завода и разработке автомобиля ВАЗ

-5

Подписи под 82-страничным документом поставили замминистра внешней торговли Владимир Сушков и президент ФИАТа Витторио Валетта. О значимости этого события не только для СССР, но и для всего мира, может свидетельствовать тот факт, что в период с апреля по август 1966 г. в мировой прессе появилось около 300 публикаций, посвященных «сделке века», как тогда называли соглашение между СССР и ФИАТом. Это была сверхкрупная сделка того времени. Стоимость контракта оценивалась в 642 млн. долларов.

Строительство завода, которое началось в январе 1967 г., было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Он был возведен за рекордные 3,5 года. Оборудование для предприятия изготавливали на 844 машиностроительных заводах СССР, а также 900 заводах других стран, в том числе ФРГ, Италии, Великобритании и Франции.

А 24 марта 1971 г. Государственная комиссия приняла в эксплуатацию первую очередь Волжского автозавода, но еще раньше, в апреле 1970-го, с его конвейера сошел первый автомобиль ВАЗ-2101.

Название для советского автомобиля было выбрано по итогам конкурса, объявленного в 1968 г. Победило «Жигули» — по названию гор в составе Приволжской возвышенности. Однако из-за созвучности этого слова с понятием «жиголо» на экспорт автомобиль поставлялся под брендом Lada.

За всю историю автозавода в Тольятти здесь было собрано порядка 30 млн машин 50 различных серийных моделей.

1990 год. Погиб в автокатастрофе 28-летний рок-музыкант Виктор Цой, основатель и лидер группы «Кино»

-6

Последние годы он снимал дачу в поселке Плиеньциемс в Латвии, приезжал сюда отдыхать. Вот и в тот роковой день Виктор возвращался с лесного озера, где с шести утра рыбачил. Он был за рулем автомобиля «Москвич-2141», который двигался по трассе со скоростью не менее 130 км/ч.

В 12:28 на 35-м километре трассы Сока – Талси из-за поворота со скоростью 65 км/час выехал автобус «Икарус –280», которого Цой не заметил. Произошло столкновение. Отброшенный мощным ударом «Москвич» был смят: руль согнут, сиденья сбиты, щиток передней панели разломан. Экспертиза показала, что Виктор уснул за рулем, вероятно, от переутомления. Смерть наступила мгновенно, водитель автобуса не пострадал.

Похоронили Цоя 19 августа на Богословском кладбище в Ленинграде. В первые дни после его гибели в городе на Неве на 30 % подскочило число самоубийств. В основном это были девушки до 21 года.

За годы существования группа «Кино» выпустила 8 альбомов, последний вышел уже после смерти лидера — Виктор записал на отдыхе вокальные дорожки, которые потом использовали остальные музыканты коллектива.

Помимо музыкальной деятельности, Цой снялся в восьми кинофильмах. После исполнения роли Моро в фильме «Игла» журнал «Советский экран» назвал его лучшим актером 1989 г.

Смотрите также: