Найти тему
KolunTravel

Путь на Восток. Часть 2. Новосибирск - Тыва - Абакан

В предыдущей статье забыл упомянуть про город шахтёров Березники. Примечателен он своими провалами грунта. Целые кварталы города уходили под землю. Произошло это из-за нарушения технологии разработки шахт в 1990-е - 2000-е годы. На данный момент территория огорожена колючей проволокой, сигнал GPS в указанном районе глушится и попасть туда не просто. Но у нас есть дрон и кое-как мы смогли туда долететь. Было не просто, т.к. без GPS сигнала и сильно ветре летательный аппарат становится очень нестабильным.

-2
-3
-4
-5
-6
-7

Ну а теперь вернёмся в Новосибирск.

Приехали в город мы в выходные. Не смотря на то, что Новосибирск - один из самых больших городов Сибири, в котором есть метро, снять нормальное жильё за адекватные деньги не получилось. Довольствовались тем что было - обшарпанная квартира с разваливающейся мебелью и бытовой техникой за много денег. Погуляли по центру, закупились необходимыми вещами и запчастями, сделали ТО машине.

Заехали в студгородок Новосибирского Государственного Университета.

Целый город в городе со своей полноценной инфраструктурой. Как и во многих других наукоградах, очень много зелёных насаждений. В одном месте сосредоточены НИИ различных научных направлений. Тихо, спокойно, отсутствие суеты мегаполисов. Запомнился памятник мыши, вяжущей цепочку ДНК. Ведь в том числе благодаря экспериментам на мышах, был сделан большой вклад в исследование ДНК.

-8
-9
-10
-11
-12
-13
Мышь вяжет цепочку ДНК.
Мышь вяжет цепочку ДНК.

У семидесятки окончательно развалился ступичный подшипник. Пришлось задержаться на ремонт в Горно-Алтайске.

Заправили канистры в Бийске пока ещё хорошей соляркой и рванули на Чуйский тракт. Дорога популярная испокон веков. Северное ответвление Шёлкового пути. До 1930-х годов это была вьючная тропа, в горных участках которой не могла проехать повозка, только пешком либо верхом. В 1930-е годы начали строить новую дорогу, расширяя уже существующую или прокладывая новым путём. С 1980-х годов тракт не перестраивался. До наших времен сохранились участки дороги 30-х годов. Мы не смогли объехать эти участки стороной. Ширина грунтовки в 1 машину, со встречкой разъехаться получится далеко не везде. Дорога идёт по скальной полке, с одной стороны скала, с другой пропасть и никаких ограждений.

слева новый тракт, справа - старый
слева новый тракт, справа - старый
старый тракт вьётся над обрывом около 1км без возможности разъехаться со встречкой
старый тракт вьётся над обрывом около 1км без возможности разъехаться со встречкой
-17

Путешествие - не путешествие, если по пути не встречать интересных людей - путешественников! На одной из остановок встретили местного гида - джипера на старой семидесятке 1992г.в., который объехал много северных и дальневосточных зимников. Рассказал, как они с прицепом прыгали через трещины на реках, как тропили в Норильск, каково ездить по льду ледовитого океана

-18
-19

На одну из ночёвок на стрелке Чуи и Катуни к нам сначала прилетел дрон, а следом за ним приехал Паджеро2. Семейная пара шахтёров из кузбаса выбралась на выходные.

-20

Чуйский тракт место очень популярное, но не смотря на это с заправками с хорошим топливом - большие проблемы... Я просчитался и не заправился до полнонго в Горно-Алтайске (последняя Газпромнефть), думал проеду ещё 50км до поворота на Чемал и там зальюсь на Роснефти, ведь в прошлый раз я там заправлял мотоцикл бензином и было всё нормально. Вот и в этот раз заправился там соляркой и попал на ослиную мочу. Заправили и семидестку, в итоге на обеих машинах пропала тяга, а впереди Семинский перевал 1700м и около 1000м набора. Л200 начала греться в подъём и чадить чёрным дымом. Делать нечего - едем дальше, когда выработали бак, залился из канистры и всё наладилось.

По пути заезжали в различные живописные, но людные места:

Слияние Урсул - Катунь.

Спуск крутой и по мере спуска крутизна увеличивается + диагональные вывешивания. Сразу видно у кого на что способна техника и кто не дружит с головой. Наверху стоят легковушки, чуть ниже кроссоверы, у воды внизу подготовленные внедорожники и Субару легаси... Было увлекательно смотреть, как он оттуда потом выезжал.. жалко технику, долбал он её жёстко. С разгону по всем колдобинам...

тёмный - Урсул, светлая - Катунь
тёмный - Урсул, светлая - Катунь
-22
-23
купание детя в Урсуле
купание детя в Урсуле
-25
-26

Слияние Чуя - Катунь

Все останавливаются на правом берегу, мы же заехали по старому тракту на левый берег, где кроме нас почти никого не было, т.к. участок дороги не проходим для неподготовленной техники либо мотоцикла.

р.Чуя
р.Чуя
р.Катунь
р.Катунь
слева Чуя, справа Катунь, высота около 500м над землёй
слева Чуя, справа Катунь, высота около 500м над землёй
-30

Мажойский каскад

Узкая дорога, шириной в 1 машину вьётся по высоким кручам вдоль бурной реки, в итоге часть участников побоялась ехать по ней, съездили на 1 машине все желающие увидеть бурные воды Чуи, текущей в каньоне глубиной около 100м.

-31
-32
-33

Далее наш путь шёл к югу Телецкого озера через перевалы Улаганский и Кату-Ярык. Хотя бы здесь ещё остались более-менее дикие места, дорога грунтовая, но до Улагана строится асфальт. В долину р.Чулышман параллельно старому серпантину строится новый широкий автобан.

-34
-35

берег р.Улаган
берег р.Улаган
-37
р.Улаган
р.Улаган
-39
-40
Красные Ворота
Красные Ворота
-42
-43
д.Чулышман
д.Чулышман
-45
-46
серпантин около пер. Кату-Ярык
серпантин около пер. Кату-Ярык

Надо отметить, что серпантин прокатан грейдером и проехать может любая легковушка. Ширина дороги местами очень узкая, а машин много, поэтому надо думать заранее о возможности разъезда. Самые крутые нижние 2 шпильки. спускался на 1 пониженной, не пользуясь тормозами, но внизу пришлось надавить на педаль.

Спустившись в долину, сходили 3км в одну сторону до водопада.

-48
-49
-50
-51
-52
-53
-54
-55
-56
-57

Ходили по жаре, в итоге решили не идти 8км до второго водопада, а просто прокатились до озера. Дорога - гребёнка, сильно трясёт, поэтому приходится ехать 60-80км/ч, чтобы не сильно трясло (шины не травили). От Акташа до перевала около 100км, серпантин 6км и 75км до озера. Дорогу периодически преграждают ворота, которые приходится открывать. Установлены заборы, ограничивающие пастбища. до Балыкчи идёт вполне сносная дорога, а вот дальше становится веселее, много луж и около выезда на берег озера размесили грязь. Позже выяснилось, что если заезжать не вдоль реки, а левее, ближе к скале через турбазу идёт более ровная дорога, по которой проезжают легковушки к парому. проезд через турбазу платный - 300р. Заночевали на побережье, но вечерний штиль предвещал неладное... Ночью поднялся сильный ветер. Сначала сдуло кемпинговую палатку (кое-как сложили её), позднее начало сдувать и нас с крыши. В экстренном порядке свернулись среди ночи и отъехали 5км от берега в лесную зону.

южный берег Телецкого озера
южный берег Телецкого озера
р. Чулышман
р. Чулышман
-60

Утром собрались и поехали назад в сторону Акташа. 170км ехали целый день. На подъёме на серпантине начал закипать, остановились остыть.

Внизу около подъёма висят таблички с надписью "Тягач". Кто-то рассказывал, что местные предприимчивые жители по первым заморозкам поливают подъём водой (в итоге без цепей не заехать) и предлагают свои услуги.

Выехав на тракт, повернули дальше в гору, в сторону Монголии. По пути заехали в очень интересное место под названием Марс и чуть далее Луна. Интересно оно своими неземными пейзажами. Марс - красные глины различных оттенков, Луна - жёлтая глина. Как и везде ближайшая к дороге точка окупирована предпринимателями. Установлена касса и очень много народу. Но мы не такие, мы поехали дальше, туда местные на уазиках катают за деньги и поэтому людей значительно меньше. проехали кольцо по окрестностям около 15км.

Марс 1
Марс 1
-62
Марс 2
Марс 2
-64
-65
-66
Луна
Луна
-68
лишайники на камне
лишайники на камне
-70
-71
-72

Доехали до Кош-Агача, по пути повстречалось стадо верблюдов.

-73
-74

На этом этапе наши попутчики поворачивают назад, в Москву. Мы же, заправившись на франшизе лукойла очередной порцией дерьмовой соляры, поехали дальше, чадя чёрным дымом в гордом одиночестве. Мы направлялись в самые дикие и малоизведанные места. Ближайшая нормальная заправка была в 800км впереди.

Мы направились в Тыву. Путь очень непростой. Асфальт закончился через 25км после Кош-Агача в д.Кокоря. Впереди около 350км грунтовых дорог до выхода к погран.переходу в Монголию.

После Кокоря 50км до перевала Бугузун, высотой 2600м. Вначале пути дорога идёт по степи между горных хребтов. Ну как дорога, направление, множество колей в разных направлениях. Пейзажи, как с другой планеты. Тут и там встречаются юрты, стада яков, овец. Множество сусликов и орланов. Даже табличку видели, что сусликов ловить нельзя, т.к. они являются распространителями чумы и бешенства. Даче сурка видели. Все эти грызуны очень быстрые и сфотографировать, не имея хорошего телеобъектива, их не получилось.

Подъём на перевал достаточно сложный - много больших камней и промоин. Мы встретили 2 подготовленных внедорожника с алтайцами (Паджеро Спорт и Джип Чироки). А вот местные вполне успешно гоняют на обычных буханках и козлах.

вид с перевала Бугузун
вид с перевала Бугузун
-76
-77
вид с пер.Бугузун
вид с пер.Бугузун
юрта
юрта
серый журавль
серый журавль
орлан
орлан
-82
-83
-84
-85
-86
-87
-88
-89
-90
-91
-92

Преодолев перевал, заночевали в степи. В прямой видимости 2-3км виднелась юрта, вокруг которой кипела жизнь. Наслушавшись рассказов о головорезах тувинцах и их расистских наклонностях (в 90-е в Тыве был геноцид русских, до перестройки проживало около 30% русских, после перестройки 3%), мы предприняли все возможные меры - светомаскировка. На улице свет не зажигали, только в палатке (ткань плотная и не просвечивает), оружие было наготове. Другого места для ночёвки не было, т.к. юрты встречаются каждые 3-5км. Ночью мимо проехал уазик, но мы стояли в 100-150м от дороги, поэтому нас не заметили. С вечера нагоняло тучи и утром пошёл дождь. Дождь в степи - гиблое дело. Развезёт так, что проще переждать 1-2 дня, чем пытаться пробиться вперёд. Быстро собрались и без завтрака рванули вперёд, до ближайшей дороги 60км. Заехали на очередной перевал и остановились для фотографирования, вдруг откуда ни возьмись подъехал тувинский козлик с 3-4 тувинцами. ничего так не бодрит, как утренний тувинец! После непродолжительного разговора на тему дороги, последовал вопрос на тему выпить... На мой отказ он огорчился, но разошлись мирно. По-быстрому двинули дальше.

Тыва - место где время остановилось! На протяжении тысячи лет жизненный уклад не менялся. Надо отметить, что местоположение этому способствовало. С Россией и Монголией дружить им не было причин, т.к. Тува всегда была самодостаточна и расположена в котловине между двух хребтов. В состав СССР Тува вступила только в 1943 году.

-93
-94
-95

яки
яки
-97
-98
-99
-100
-101

С алтайской стороны было несколько бродов через реки, вода низкая. На тувинской стороне много военных железных быстровозводимых мостов, в брод пришлось слазить 1-2 раза, переезжая ручьи. Добравшись до первого населённого пункта Кызыл-Хая, выехали на накатанную дорогу. Наш путь пролегал вдоль Монгольской границы, местами на удалении 5м от забора с колючей проволокой. Открывались прекрасные виды на Монгольскую территорию. Для посещения погранзоны и заповедника требуется пропуск, но у нас его не было. Было воскресенье и местный праздник животноводства, в итоге на некоторых постах никого не было и патруль нам повстретился только 1 раз. Проверили документы, поговорили за жизнь и разошлись с миром. По пути было несколько перевалов, один из которых 2600м, остальные пониже, но перепад высот был стабильно около 600м. Заезжали исключительно на 1 пониженной. На плохой солярке двигатель плохо тянет. По пути встретили велосипедистов из Москвы широко известных в узких кругах Карину и Дмитрия из веломастерской "Каринин гараж". Они направляются через Тыву на Укок и дальше по Алтаю.

По пути повстретился уазик с поднятым капотом, рядом 2 тувинца и 2 тувинки. Остановился спросить, нужна ли помощь. Говорят сдох и не знают что делать. Странно, а я думал, что каждый уазовод способен на коленке в любом болоте починить свою технику. А эти как будто первый раз капот открыли. В общем выяснилось, что сдох аккум и предположительно реле-регулятор. Прикурили, завёлся и даже поехал дальше. У хозяина нет ни проводов, ни мультиметра, не удивлюсь, что и ключей не было.. когда прикуривали, он ещё и полярность перепутал у себя... При расставании они все очень благодарили за помощь.

-102
-103
левое озеро в РФ, правое в Монголии
левое озеро в РФ, правое в Монголии
-105
-106
-107
-108
велосипедисты из Москвы, Карина и Дмитрий
велосипедисты из Москвы, Карина и Дмитрий
-110
Пограничные столбы РФ и Монголии
Пограничные столбы РФ и Монголии

Выехали на асфальт и покатили вниз, к Чадану, расположенному на трассе Ак-Довурак - Кызыл. На ночёвку снова остановились в степи, съехав с трассы, заехали за ближайшие горы и немного заехали без дороги вверх по склону. Вечером открывались прекрасные виды на грозовые тучи, не предвещавшие ничего хорошего (но нам повезло).

-112
-113
-114
-115

Ехать по асфальту скучно, поэтому объехали степной грунтовкой. Наткнулись на остатки древней крепости (сохранился только прямоугольный земляной вал). Начала приближаться гроза с молниями и ливнем, Быстро помчались к ближайшей дороге, идущей вдоль ЛЭП. Неприятно встречать грозу в степи, где ты самая высокая её часть...

Заехали в Ак-Довурак, райцентр. С одной стороны обычная деревня, но с другой стороны все постройки, даже административные, в очень удручающем состоянии.

Поднимаясь на Саянский перевал (2200м), Ак-Довурак расположен на высоте около 700м, нам повстречался снег, а точнее недавно выпавший град. Один из мостов обвалился и была организована дамба для объезда. Воды после ливней, которые тут были не один день, было очень много, и она переливалась через дамбу. Очень увлекательно ехать по воде, где дорога маркирована только вешками! Переехали перевал в Хакасию, а следом за ним ещё 3. Дорога несколько десятков километров идёт вдоль р.Большой Он.

земляной вал крепости
земляной вал крепости
-117
объезжаем асфальт по степи
объезжаем асфальт по степи
августовский снег
августовский снег
-120
Тува с Саянского перевала
Тува с Саянского перевала
Хакасия с Саянского перевала
Хакасия с Саянского перевала
где-то в Хакасии
где-то в Хакасии

Так и пролетели 400км от Ак-Довурака до Абакана. Сняли квартиру в городе на пару дней. Сменим обстановку и потом поедем дальше не менее глухими дорогами, полями и лесами.