Найти тему
aviation_foreveryday

История рождения одного из самых мощных аэрокосмических концернов в мире.

Итак, начнем сначала. На дворе 60-е. В это время все европейские страны и авиастроительные фирмы осознали две простые истины. Первое - вечно зависит от американского импорта, бесперспективно. Нужно создавать собственные, современные, конкурентоспособные гражданские самолеты. Вторая - в одиночку ни одна фирма, ни одна страна не смогут серьезно конкурировать с США и СССР.

В 1965 году на авиасалоне в Ле-Бурже крупнейшие производители собрались с целью обсудить совместное создание нового европейского самолета. К этому времени британский «Hawker Siddeley» и французский «Breguet» уже работали над похожим самолетом, условно названным Airbus. В 1966 году к ним присоединились «Sud Aviation» и «Aerospatiale», а также немецкие «Arbeitsgemeinschaft». В том же году было заключено соглашение между правительствами Франции, Германии и Великобритании по новому проекту.

Споров было очень много: британцы хотели быть главными, немцы хотели, чтобы большая часть производства была у них, французы вообще грозились уйти из проекта, потому что они активно занимались в то время знаменитым Конкордом. В итоге они не ушли и правильно сделали. Конкорд, хоть и стал знаменитым, но принес только убытки.

Все равно разругались. В 1969 году правительство Великобритании, сославшись на малое количество заказов на проект, названный A300, заявила, что выходит из проекта. Немцы подсуетились, выкупили их доли и получили половину нового предприятия.

Наконец 18 декабря 1970 года был сформирован концерн «Airbus Industrie». Её акционерами в равных долях была французская «Aerospatiale» и немецкая «Deutsche Airbus». И причем название "Airbus" было выбрано не сразу, так как в то время это был фактически отраслевым жаргонизмом и воспринимался не очень серьезно. Ну представьте, создают у вас корпорацию воздушный автобус. Сейчас, конечно, все мечтают о воздушном автобусе.

Объемы производства в новом концерне были распределены так: "Aerospatiale" и "Deutsche Airbus"имели по 36,5% объема. Еще 20% осталось за «Hawker Siddeley», которой пришлось изрядно постараться, чтобы не вылететь из проекта после ухода родного правительства. И еще 7% работы досталось компании «Fokker». В 1971 году к проекту присоединилась испанская компания Construcciones Aeronauticas S.A. «CASA», и им удалось выкупить долю в 42% нового концерна. В 1977 году «British Aerospace» поглотила «Hawker Siddeley» и встала в концерне на ее место.

-2

Итак, "Airbus A300", первый самолет, который создавался свежеиспеченным концерном. Еще в 1967 году было решено создать довольно крупный, 320-местный, 2-х двигателями самолет. Стоит отметить, что в небе в то время доминировали 3-х и 4-х двигательные магистральные лайнеры. Создание такого большого самолета всего с двумя двигателями казалось весьма смело, но риск был оправдан. Создать просто неплохой самолет, мало надо было себя показать.

Франция занималась созданием кабины экипажа, системы управления и некоторых элементов фюзеляжа. Британцам досталось создание крыла, «Hawker Siddeley» были в этом весьма хороши. Германия строила большую часть фюзеляжа, а также закрылки и спойлеры. Испанцы занялись хвостовым горизонтальным оперением. Двигатели, которые должны были все это оторвать от земли, разрабатывал Rolls-Royce. Процесс разработки и создания машины был весьма непрост, но это уже другая история.

-3

В конце концов, в 1972 году первый A300 взлетел и оказалось, что самолет был весьма удачный. Риск с двигателями себя оправдал. Он был намного экономичнее 3 двигательных конкурентов. А300 стал первой ласточкой и началом истории концерна.

Главный завод Airbus расположен в Тулузе, неподалеку от городка Блондин. Помимо него, у концерна десятки производственных площадок, разбросанных по всей Европе, а также в США, Индии и Китае. В 2022 году концерн выпустил 661 самолёт.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить другие статьи.