Этот процесс начинается практически с первого годика малыша и продолжается очень долго, в идеале, в результате человек обучается самостоятельности и независимости в поведении, принимает решения и несет за них ответственность, он позволяет себе иметь точку зрения, отличную от окружающих.
Именно сепарация позволяет человеку управлять своей жизнью и реализовывать себя, а не просто стремиться соответствовать чьим-то ожиданиям.
После сепарации отношения между родителем и ребёнком не подразумевают холодности/развыва, наоборот, новый этап взаимоотношений как равноправных, взрослых и самостоятельных личностей, когда отношения строятся не на долге или зависимости, а просто на том, что людям доуг с другом нравится и комфортно.
Что же затрудняет процесс сепарации?
Повторяю, этот процесс двусторонний, в котором задача детей - отделиться, а родители - отпустить. Сложности возникают, когда либо дети не хотят отделиться, либо родители осознанно или неосознанно препятствуют этому процессу.
Дети могут «тормозить» процесс в очень комфортных и удобных условиях, когда им крайне выгодно жить с родителями, использовать их ресурсы, особенно если старшие поощряют такое поведение и продолжают их обслуживать (ну, им же несложно), иногда происходит другая история в которой дети и родители меняются местами, младшие взваливают на себя заботу о старших, такое чаще происходит в семьях с разного рода зависимостями.
Родители могут замедлять процесс иначе, допустим, они могут быть слишком тревожащимися и гиперопекающими, не дающеми ребенку столкнуться с проблемами самостоятельно, бывает так же, некоторые воспринимают ребенка как личный проект и пытаются контролировать каждый его шаг «на пути к успеху», такой ребенок вынужден постоянно «оправдывать ожидания», еще препятствием может быть эмоциональная недоступность, когда царит атмосфера равнодушия в семье, а также консервативные ценности, которые предполагают власть родителей даже над взрослыми детьми и почтение к старшим, которые априори «лучше знают». Если родитель нереализован, сепарация тоже может «тормозиться», чаще всего это происходит с матерями, у которых практически нет достижений вне семьи и их мир сосредотачивается вокруг ребенка, заботясь о нем, они чувствуют себя востребованными, соответственно, если ребенок отделится от мамы, она потеряет смысл жизни, будет чувствовать себя одинокой и не нужной, потому такая мать будет всячески противиться сепарации, зачастую манипулируя чувством вины. Еще бывает, что не взрослеющий ребенок может быть удобен для родителей, боящихся стареть, им кажется, что пока ребенок остается ребенком, они остаются молодыми.
Здесь можно вспомнить о 12-то родительских приказаниях по Э.Берну и продолжить список, но я остановлюсь.
Последствия незавершенной сепарации:
Инфантильное поведение, под ним подразумеваю ситуации, когда взрослые люди регулярно проявляют незрелые и детские способы поведения, у них отсутствует автономность, зато присутствует стремление к зависимости, еще нежелание брать на себя ответственность, избегание конфликтов и тд.
Самооценка такого человека неустойчива, ведь она опирается не на его собственные достижения и представления о себе, а на чужое мнение, отдельно собственного представления нет, есть только общее с мамой, если очень условно.
Из предыдущего пункта вытекает этот,**человек зависит от оценок окружающих**, он вынужден постоянно искать одобрения, а так же делать не то, что ему нужно или хочется, а то, за что его похвалят.
Незавершенная сепарация приводит к проблемам в личной жизни, ведь возможно вмешательство родителей в дела пары, а это может повредить даже самым сильным чувствам.
Строить здоровые отношения тяжело, потому как с навыком формирования/ отстаивания личных границ туго, тогда человек может раствориться в партнере, начать жить его интересами и потерять себя, оказаться в созависимых отношениях.
Люди с незавершенной сепарацией частенько повторяют родительские сценарии в отношениях, следуют их установкам и
"правилам".
И тут не про выбор следования ценностям, далеко не про выбор.
Обида на родителей, конфликтные отношения тоже говорят о незавершенной изоляции.
Гиперопека или, наоборот, диктат в семье не дают человеку научиться самостоятельности, тогда развивается выученная беспомощность и в итоге человек не способен принимать решения, пассивен, сомневается в своих силах и способности что-то изменить., а таким людям сложнее самореализоваться, у них нет понимания своих целей и желаний, они могут бесконечно и безрезультатно «искать себя». И даже если такой человек по указанию родителей получит востребованную профессию, у него не будет внутренней мотивации, поэтому он может проигрывать коллегам, которые мотивированы и точно знают, что они делают и зачем.
Виды сепарации:
Функциональная сепарация
Успешная функциональная сепарация достигается, когда человек становится материально независимым и способен решать вопросы в своей собственной семье без помощи родителей. Это включает в себя самостоятельное разрешение споров, способность воспитывать детей и обеспечивать свое благополучие, включая питание и уют.
Неуспешная функциональная сепарация проявляется в жизни с родителями на их территории, получении регулярной материальной помощи и зависимости от родителей в семейных конфликтах и роли нянек. Это указывает на недостаток самостоятельности и автономии.
Эмоциональная сепарация
Успешная эмоциональная сепарация проявляется в развитии навыка слушать родительское мнение, но фильтровать его, также в способности принимать решения и делать выбор независимо от взглядов родителей, здорового сопереживания родительским эмоциям и понимания, какие эмоции и желания принадлежат самому человеку, а какие принадлежат родителям.
Неуспешная эмоциональная сепарация проявляется в сильной потребности в одобрении родителей, неуверенности в себе, недоверии к собственным способностям, стремлении получить совет и поддержку, отказе от собственных потребностей и желаний, страхе перед родительскими эмоциями и ориентации на правила и желания родителей в выборе учебы, работы и партнера.
Ценностная сепарация
Успешная ценностная сепарация достигается, когда человек имеет свои собственные ценности и принципы, понимает свои желания и цели, а также принимает и понимает родительские ценности, которые могут отличаться от его собственных.
Неуспешная ценностная сепарация проявляется в внешнем согласии и разделении родительских ценностей, но внутри себя человек осознает и отвергает эти ценности, лишь чтобы избежать конфликтов. Он может испытывать сложности в выделении своих собственных ценностей и жизненных приоритетов, а также иметь затруднения в самопознании и самоопределении.
Конфликтная сепарация
Успешная конфликтная сепарация проявляется в способности выдерживать конфликты с родителями, иметь объективный взгляд на ситуацию, устойчивость в своей позиции, отсутствие чрезмерного чувства вины и стыда, а также уважение к эмоциям другой стороны конфликта.
Неуспешная конфликтная сепарация проявляется в принятии родительской позиции, даже если она не соответствует собственным взглядам. Человек может испытывать мучительную вину при отстаивании своей точки зрения, стремиться доказать свою правоту любыми способами, проявлять конфликтность и использовать манипуляции, чтобы избежать прямого столкновения.