Я-концепции является широко известным предметом в психологии. Она активно обсуждалась многими известными психологами, упомяну нескольких.
Карл Роджерс считается одним из главных теоретиков, который разработал теорию самоактуализации и акцентировал внимание на значимости позитивного и здорового развития личности. Он описал компоненты Я-концепции: образ себя, самооценка, идеальное «Я» и зеркальное «Я».
Ещё Альберт Бандура изучал Я-концепции в пределах социального научения и саморегуляции. Он предложил теорию самоэффективности, которая относится к вере человека в свою способность достичь целей и преодолеть трудности.
А Эрик Эриксон разработал теорию психосоциального развития, которая включает в себя этапы развития личности от детства до пожилого возраста. И в его теории Я-концепция играет важную роль в формировании идентичности и поиске смысла в жизни.
У каждого из нас существует свой образ себя, хотя мы не всегда осознаем его, мы видим себя разными. Сообразительными, быстрыми, добрыми, благожелательными, красивыми, непонятыми, ленивыми или проницательными. Этот образ себя отражается в нашем внешнем облике, наших мыслях, мечтах, словах, чувствах и убеждениях. Он является уникальным и известен только нам самим.
Одной из причин, почему концепция «Я» играет важную роль в нашей жизни, является наш личностный рост. Понимание себя является необходимым условием для раскрытия нашего потенциала.
Развитие концепции «Я»:
Продолжая разговор о Я-концепции, важно отметить, что она является динамичной и гибкой. В течение жизни мы можем менять и модифицировать свое представление о себе, основываясь на новых опытах, знаниях и взаимодействии с окружающей средой.
Я-концепция формируется взаимодействием личности с социумом. Мы получаем обратную связь от других людей, которая влияет на наше представление о себе. Комментарии, похвалы, критика и оценки от окружающих могут оказывать влияние на то, как мы видим себя. Это связано с нашей потребностью быть принятыми и соответствовать ожиданиям общества.
Суждения о себе и самооценка также основываются на Я-концепции. Мы оцениваем себя в различных аспектах нашей жизни, сравнивая себя с другими людьми и оценивая свои достижения. Наша самооценка может быть высокой в некоторых областях и низкой в других, и это может влиять на наше поведение и эмоциональное состояние.
Если подробнее об одном из упомянутых выше психологах. Карл Роджерс выделял несколько компонентов Я-концепции.
Один из них - это образ себя. Образ себя включает наше представление о себе, включая физические характеристики, социальные роли и черты характера. Частенько образ себя не не до конца соответствует реальности. Например, некоторые люди могут иметь завышенное или заниженное представление о своих особенностях.
Еще одним компонентом Я-концепции является самооценка. Самооценка включает в себя наши сравнения с другими людьми и реакции окружающих на нас. Сюда же успехи в определенных областях и положительные реакции других людей могут повышать нашу самооценку, а неудачи и негативные отзывы могут ее, соответственно, понижать.
Также важными компонентами Я-концепции являются реальное «Я» и идеальное «Я». Реальное «Я» отражает наше текущее состояние и характеристики. Это то, кто мы есть на самом деле в данный момент, с нашими достоинствами, недостатками, умениями и ограничениями. Реальное «Я» основывается на объективных данных о себе, таких как наши навыки, знания, опыт и поведение.
Идеальное «Я» представляет собой наше желаемое представление о себе. Это тот образ, который мы стремимся достичь и который соответствует нашим идеалам, ценностям и целям. Идеальное «Я» может быть вдохновляющим и мотивирующим фактором, который направляет наши усилия и помогает нам расти и развиваться.
Разрыв между реальным «Я» и идеальным «Я» может вызывать диссонанс и недовольство.
Если пропасть между нашим реальным «Я» и идеальным слишком велика, мы можем испытывать чувство неудовлетворенности, недостаточности или низкой самооценки. В таких случаях, мы можем стараться приблизить реальное «Я» к идеальному «Я» путем развития навыков, изменения поведения или переоценки наших целей и ценностей.
Самоанализ и саморефлексия помогают нам лучше понять и развить нашу Я-концепцию. Мы можем задавать себе вопросы о своих целях, убеждениях, интересах и ценностях. Рефлексия позволяет нам осознать наши сильные стороны и слабости, а также определить, как мы хотим развиваться и расти как личность.
Если о возрастных периодах.
Я-концепция начинает развиваться в раннем детстве и этот процесс продолжается на протяжении всей жизни. Но самые серьезные изменения приходятся всё-таки именно на период между ранним детством и подростковым возрастом.
По достижению 2-ух лет дети начинают различать себя от других. К возрасту 3-4 лет дети понимают, что они являются отдельными и уникальными личностями. На этом этапе у ребенка очень описательное представление о себе, основанное по большей части на внешних характеристиках и конкретных деталях. При этом дети все больше и больше обращают внимание на свои возможности, примерно в 6 лет дети могут уже формулировать свои желания и потребности. Они постепенно начинают относить себя к различным социальным группам.
В возрасте от 7 до 11 лет дети начинают проводить социальные сравнения и задумываться о том, как их воспринимают другие. На этом этапе описание становится более абстрактным. Дети начинают описывать себя с точки зрения способностей, а не просто конкретных деталей, и они понимают, что их характеристики существуют в совокупности. Например, на этом этапе ребенок начнет видеть себя более умным, чем некоторые, и менее умным, чем другие, а не просто умным или не умным. В этот момент начинают развиваться представление об идеальном и действительном образе себя.
Подростковый возраст - ключевой период для формирования Я-концепции. Я-концепция, сложившаяся в подростковом возрасте, обычно является основой Я-концепции на всю оставшуюся жизнь человека. В подростковом возрасте люди экспериментируют с разными ролями, персонажами и личностями. На самооценку подростков влияет успех в тех областях, которые они ценят, а также реакция окружающих, которые им важны. Успех и одобрение могут способствовать повышению самооценки во взрослой жизни.
Я-концепция - это не только описание черт своей личности, но и их оценочные суждения и связанные с ними переживания. Это не просто представление о человеке, это представление о том, что он думает о себе, как смотрит на своё положение в настоящем и какие видит возможности развития в будущем. Я-концепция, по сути своей, определяет его действия.