Найти тему
Фонотека в кармане

Pain of Salvation - Scarsick, 2007 (альбом недели, часть 20)

Оглавление

Pain of Salvation группа интересная и достаточно самобытная. Не боясь раздвигать границы такого жанра как прогрессивный метал, они смело добавляют в него элементы, которые любителям этого самого метала не всегда понраву. Замечаете ли вы здесь некий парадокс? С одной стороны мы имеем термин прогрессив, подразумевающий, как минимум, отход от сложившихся в рамках конкретного жанра лекал, с другой - метал, который жанр достаточно консервативный.

Так что сочиняйте свои десятиминутные опусы со сменами ритма, "ломанными" структурами, инструментальной эквилибристикой и длинющими соло, но......но это должен быть метал. Но шведы из Pain of Salvation и из лидер Даниэль Гильденлёв смотрят на все эти рамки с ухмылкой и пишут свою музыку.

Шестой студийный альбом группы вышел в 2007 году и получил название Scarsick, он представляет собой продолжение истории начатой в альбоме The Perfect Element, Part I (2000). Если в его концептуальном, но не хронологическом предшественнике затрагивалась тема ментальных дисфункций главного героя, выведенного под местоимением Он, то в Scarsick он сталкивается с внешними проявлениями дисфункционального мира. Капитализм, материализм, империализм, потребительство, индустриализация, комерциализация, идолизация - все эти явления, по мнению Гильденлёва (он автор концепции и всех текстов альбома) ведут к упадку цивилизации.

Альбом поделён строго на две части (в стилистике виниловых релизов - side A и side B), первая стилистически более разнообразная и посвящена тем самым порокам, во-второй показывается восприятие этих пороков главным героем и его "крушение".

Даниэль Гильденлёв:

Идея альбома заключается в сравнении проблем и их симптомов у современного общества с проблемами и симптомами у людей, которых это общество сформировала. Этакая интерполяция.
Даниэль Гильденлёв
Даниэль Гильденлёв

Самое подходящее слово для музыкальной составляющей этого альбома - пёстрая, особенно, как уже упомянуто, в первой части, где ребята намешали: грув-метал, прогрессив, рэп, диско, поп-рок и ню-метал. Уже звучит неудобоваримо, правда? Но вот как-то у них получилось. Один из рецензентов правильно сравнил все эти элементы с солью, используемой при приготовлении блюд: в меру - отлично, перебор - несъедобно.

Стартовая Scarsick это прямо дань ню-металу, которой к 2007 году хоть и был уже не на пике, но всё ещё оказывал влияние на современную музыку. Грувовые рифы смешиваются с речетативом и классическим пением. А вот на Spitfall маятник качается в сторону r'n'b (что расшифровывали тогда ни как rythm'n'blues, а rich'n'beautiful). Pain of Salvation берут лекала типовых r'n'b хитов тех лет, только базируют их на жёстком гитарном звуке, и выдают семиминутную сатиру на картонных идолов, за словами которых нет ни грамма искренности.

Кстали Гильденлёв здесь берёт на себя и часть с рэпом (справляется он на удивление хорошо) и поп-припев с чистым вокалом (обычно в тех самых "хитах" его отдавали на откуп девушке).

Гнев в подаче временно отступает на меланхоличной балладе Cribcaged, в которой ребята играют на контрасте между красивой музыкой и полным ненависти текстом.

В America речь идёт о той самой капиталистической стороне Америки, витринной Америке, в которой всё покупается и всё продаётся. Интересно, что музыкально композиция выполнена в жанре поп-рок с элементами свойственными коллективу System of a Down, но их здесь очень мало.

А вот и Disco Queen, песня окончательно разбившая лагерь фанатов группы. На самом деле того самого диско в ней от силы процентов 20, просто всё внимание на себя перетягивает "дурацкий" танцевальный диско-припев. Трюк сработал, потому что этот припев вы запомните сразу и наверняка он ещё какое-то время "покрутится" у вас в голов. Так и работают "пластмассовые" поп-хиты (жанр "диско" в песне взят исключительно для примера, и совершенно не высмеивается, как и рэп не высмеивается в Spitfall).

Pain of Salvation, 2007 год.
Pain of Salvation, 2007 год.

Вторая часть альбома открывается композицией Kingdom of Loss, которая своей тихими частями напоминает мне творчеством Стивена Уилсона. Группа переходит в привычную для себя стилистику (наконец появилось гитарное соло) и жанровых сюрпризов больше не будет, думаю что их и так было достаточно.

Mrs. Modern Mother Mary наверное моя самая нелюбимая песня на альбоме, слишком уж она простая, и этот единственный рифф, вокруг которого всё строится, очень уж быстро надоедает. Благо, что на Idiocracy, способной посоперничать в тяжести с заглавным треком, группа приходит в форму.

Венец альбома это конечно десятиминутная Enter Rain, в которой происходит кульминация истории. Главный герой (Он) проиграл вступив в противостояние с описанными в альбоме пороками и принял решение прервать своё физическое существование шагнув с крыши небоскрёба. Надломленный и депрессивный вокал Даниэля великолепно передаёт атмосферу песни, в конце которой всё же мерцает надежда, ведь после дождя распускаются новые цветы.

Scarsick — сложный альбом, хотя поначалу группу хочется обвинить в погоне за современностью, но постепенно альбом раскрывается и если вы не пожалеете усилий, то все грани этого релиза перед вами откроются. Он не без недостатков, не без излишних длиннот, но при такой эклектичности, избежать просчётов действительно тяжело.

Предыдущие выпуски рубрики "Альбом недели":

Альбом недели | Фонотека в кармане | Дзен

Подписывайтесь на канал, будет интересно.