Pain of Salvation группа интересная и достаточно самобытная. Не боясь раздвигать границы такого жанра как прогрессивный метал, они смело добавляют в него элементы, которые любителям этого самого метала не всегда понраву. Замечаете ли вы здесь некий парадокс? С одной стороны мы имеем термин прогрессив, подразумевающий, как минимум, отход от сложившихся в рамках конкретного жанра лекал, с другой - метал, который жанр достаточно консервативный.
Так что сочиняйте свои десятиминутные опусы со сменами ритма, "ломанными" структурами, инструментальной эквилибристикой и длинющими соло, но......но это должен быть метал. Но шведы из Pain of Salvation и из лидер Даниэль Гильденлёв смотрят на все эти рамки с ухмылкой и пишут свою музыку.
Шестой студийный альбом группы вышел в 2007 году и получил название Scarsick, он представляет собой продолжение истории начатой в альбоме The Perfect Element, Part I (2000). Если в его концептуальном, но не хронологическом предшественнике затрагивалась тема ментальных дисфункций главного героя, выведенного под местоимением Он, то в Scarsick он сталкивается с внешними проявлениями дисфункционального мира. Капитализм, материализм, империализм, потребительство, индустриализация, комерциализация, идолизация - все эти явления, по мнению Гильденлёва (он автор концепции и всех текстов альбома) ведут к упадку цивилизации.
Альбом поделён строго на две части (в стилистике виниловых релизов - side A и side B), первая стилистически более разнообразная и посвящена тем самым порокам, во-второй показывается восприятие этих пороков главным героем и его "крушение".
Даниэль Гильденлёв:
Идея альбома заключается в сравнении проблем и их симптомов у современного общества с проблемами и симптомами у людей, которых это общество сформировала. Этакая интерполяция.
Самое подходящее слово для музыкальной составляющей этого альбома - пёстрая, особенно, как уже упомянуто, в первой части, где ребята намешали: грув-метал, прогрессив, рэп, диско, поп-рок и ню-метал. Уже звучит неудобоваримо, правда? Но вот как-то у них получилось. Один из рецензентов правильно сравнил все эти элементы с солью, используемой при приготовлении блюд: в меру - отлично, перебор - несъедобно.
Стартовая Scarsick это прямо дань ню-металу, которой к 2007 году хоть и был уже не на пике, но всё ещё оказывал влияние на современную музыку. Грувовые рифы смешиваются с речетативом и классическим пением. А вот на Spitfall маятник качается в сторону r'n'b (что расшифровывали тогда ни как rythm'n'blues, а rich'n'beautiful). Pain of Salvation берут лекала типовых r'n'b хитов тех лет, только базируют их на жёстком гитарном звуке, и выдают семиминутную сатиру на картонных идолов, за словами которых нет ни грамма искренности.
Кстали Гильденлёв здесь берёт на себя и часть с рэпом (справляется он на удивление хорошо) и поп-припев с чистым вокалом (обычно в тех самых "хитах" его отдавали на откуп девушке).
Гнев в подаче временно отступает на меланхоличной балладе Cribcaged, в которой ребята играют на контрасте между красивой музыкой и полным ненависти текстом.
В America речь идёт о той самой капиталистической стороне Америки, витринной Америке, в которой всё покупается и всё продаётся. Интересно, что музыкально композиция выполнена в жанре поп-рок с элементами свойственными коллективу System of a Down, но их здесь очень мало.
А вот и Disco Queen, песня окончательно разбившая лагерь фанатов группы. На самом деле того самого диско в ней от силы процентов 20, просто всё внимание на себя перетягивает "дурацкий" танцевальный диско-припев. Трюк сработал, потому что этот припев вы запомните сразу и наверняка он ещё какое-то время "покрутится" у вас в голов. Так и работают "пластмассовые" поп-хиты (жанр "диско" в песне взят исключительно для примера, и совершенно не высмеивается, как и рэп не высмеивается в Spitfall).
Вторая часть альбома открывается композицией Kingdom of Loss, которая своей тихими частями напоминает мне творчеством Стивена Уилсона. Группа переходит в привычную для себя стилистику (наконец появилось гитарное соло) и жанровых сюрпризов больше не будет, думаю что их и так было достаточно.
Mrs. Modern Mother Mary наверное моя самая нелюбимая песня на альбоме, слишком уж она простая, и этот единственный рифф, вокруг которого всё строится, очень уж быстро надоедает. Благо, что на Idiocracy, способной посоперничать в тяжести с заглавным треком, группа приходит в форму.
Венец альбома это конечно десятиминутная Enter Rain, в которой происходит кульминация истории. Главный герой (Он) проиграл вступив в противостояние с описанными в альбоме пороками и принял решение прервать своё физическое существование шагнув с крыши небоскрёба. Надломленный и депрессивный вокал Даниэля великолепно передаёт атмосферу песни, в конце которой всё же мерцает надежда, ведь после дождя распускаются новые цветы.
Scarsick — сложный альбом, хотя поначалу группу хочется обвинить в погоне за современностью, но постепенно альбом раскрывается и если вы не пожалеете усилий, то все грани этого релиза перед вами откроются. Он не без недостатков, не без излишних длиннот, но при такой эклектичности, избежать просчётов действительно тяжело.